Кросскультурный аспект отношения подростка к родителям

Автор: Королева В.В. 
Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Отношения между ребенком и родителем всегда содержат трудности, определенные нюансы, которые во многом определяются возрастом ребенка. Наиболее драматично детско-родительские отношения складываются в подростковом возрасте. Эти отношения представляют проблему не только для родителей и педагогов, но и для подростков. Исследований, касающихся динамики детско-родительских отношений, и рассмотрение данных отношений не с точки зрения родителя, а с позиции ребенка на сегодняшний день практически нет. Данная область особенно нуждается в детальном исследовании тех трудностей, с которыми сталкиваются родители, в исследовании отношения самого ребенка к родителям, его представлений и видения данной проблемы, что на наш взгляд является наиболее содержательным.

Целью данного исследования является изучение особенностей отношения подростка к родителям.

В мировой психологической литературе подростковый возраст рассматривается как переходный. Подросток переступает грань детства и входит в мир взрослых. Главными новообразованиями являются самосознание, чувство взрослости, самоопределение, обретение идентичности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Э. Эриксона). Подросток открывает собственное «Я», возникает рефлексия и осознание собственной индивидуальности, интерес к собственным возможностям и способностям. Подросток испытывает потребность отделиться от родителей, чтобы еще полнее почувствовать себя самостоятельным и взрослым. Полностью отделиться от родителей получается не у всех, к тому же в настоящее время в России не у всех есть такая возможность.

Мы рассматриваем две культуры: российскую и западно-европейскую. Существует стереотип, что в западных культурах родители больше ориентированы на самостоятельность, автономность своих детей. В подростковом возрасте многие юноши и девушки начинают жить самостоятельно, это облегчает процесс отдаления от родителей и в целом должно способствовать большему пониманию между родителями и подростками. В нашей культуре связь между родителями и подростками является более тесной (во всяком случае связь территориальная), в доме зачастую живет несколько поколений, родители, да и общество не готовы предоставить полную свободу подрастающему поколению.

Принципиальное значение имеет влияние широкой социокультурной ситуации на межличностные отношения подростков к родителям.

В исследовании принимало участие две выборки подростков 14-16 лет, Проживающих в России и Австрии. В качестве метода исследования мы выбрали контент-анализ сочинения подростков «Я и мои родители».
В нашей работе мы выделили следующие линии анализа:

  1. Прошлое, настоящее и будущее. Рассматривается наиболее часто используемое время.
  2. Эмоциональный фон.
  3. Общение и совместная деятельность.
  4. Сфера досуга. Рассматривается детско-родительское взаимодействие, когда они находятся вместе.
  5. Упоминания: себя, родителей (порядок упоминания и количество упоминаний).
  6. Описание семьи с позиции вешних качеств, профессиональных, личностных (модальность качеств их и наличие).

В исследовании принимали участие по 40 подростков двух возрастных групп-14 и 16 лет из России и Австрии.
Результаты показали, что представление подростка о родителях меняется от 14 к 16 годам. 14-летние школьники указывают конкретные характеристики, описание внешних и профессиональных качеств («У меня есть мама и папа, с папой я люблю смотреть телевизор», «Мама у меня добрая, папа много кричит»). 16-летние в основном останавливаются на отношении родителей к ним, подросток описывает родителей с точки зрения того, как они понимают его проблемы («Мои родители меня не всегда понимают»), его потребности, интересы, либо демонстрируют отстранено-оценочную позицию по отношению к родителям или ограничиваются перечислением формальностей («Мои родители ранее избрали дружескую тактику воспитания»). Эти данные позволяют предположить, что с возрастом происходит отдаление и отделение подростка от родителей.

Наше исследование показало, что подростки из двух социокультурных сред имеют схожую динамику отношения к родителям. И австрийские, и российские подростки в возрасте 14 лет описывают родителей, исходя из совместного времяпрепровождения, и отличаются эмоциональной вовлеченностью в ситуацию («У моей сестры недавно был день рождения, и мама, папа, я праздновали»). С возрастом усиливается стремление к автономии, более адекватному взгляду на сложившиеся отношения с родителями. Эта тенденция не зависит от культуры, в которой растет и развивается подросток, то есть является инвариантной.

Наши данные показали, что в 16 лет российские подростки придают большое значение разговорам с родителями о своих проблемах и потребностях. Для них является очень важным понимание и принятие их позиции родителями. Австрийские подростки в этом возрасте больше ориентированы на сверстников или других значимых людей, и менее серьезно воспринимают мнение родителей, и общение с ними. Сфера совместной деятельности по инициативе подростка практически исчезает. Таким образом, австрийские шестнадцатилетние подростки оказываются менее эмоционально влеченными в отношения с родителями.

Очень важно понять родителям и педагогам, что их «вчерашний» ребёнок, зависящий целиком и полностью от них, с которым они проводи большую часть своего времени, сегодня приобрёл свои собственные интересы, потребности, с которыми нужно не только смириться, но и понимать их и соответственно строить отношения на другой, качественно новой основе. По нашему мнению, такое отдаление не только неизбежно, но и необходимо как для подростка, так и для родителя.

Как мы видим, отдаление подростка от родителей не определяется культурными условиями. В тоже время были показаны существенные различия в близости и эмоциональной связи старших подростков с родителями в России и Австрии.

Существующая в западной культуре система ценностей (ранняя социализация, акцент на самостоятельности, инициативности ребенка) предполагает наличие таких социальных структур, которые при активной поддержке родителей помогают подростку на западе обрести автономность раньше, чем это происходит в России. На наш взгляд необходимы реальные шаги по организации такой среды, в которой подросток имеет возможность полноценно реализовать задачи своего возраста.

Смотрите также:

Статьи