Детская психология
 

Образ отца и его связь с эмоциональным благополучием и полоролевой идентичностью подростков разного пола и возраста

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Очень часто учителя и родители не догадываются, какие внутренние переживания скрываются за плохим поведением ребенка в школе, его неуспеваемостью, нежеланием выполнять домашние задания. Обладая соответствующими возрасту интеллектуальными способностями, такие дети могут быть дезадаптированными, их эмоциональное благополучие оказывается под угрозой, а отношения со сверстниками нарушаются. Последнее тем более важно, т.к. возможность быть принятым в группу таких же как ты детей в подростковом возрасте во многом связана с успешностью формирования одного из важнейших аспектов идентичности – полоролевой идентичности. В такой ситуации необходимо, чтобы учителя и школьные психологи были осведомлены о возможных причинах психологических трудностей ребенка и, при необходимости, давали матерям и отцам этих детей необходимые разъяснения и рекомендации.

Известно, что одним из важных факторов, влияющих на эмоциональное благополучие детей и формирование их полоролевой идентичности, является семейная атмосфера, в которую окунается ребенок, возвращаясь из школы домой.

Отец и мать – самые близкие для ребенка люди и то, насколько гармоничными являются отношения с ними, имеет существенное значение для детского развития. Отмечается, что дети из неполных (без отца) семей подвержены повышенному риску возникновения различных психологических трудностей в процессе развития. Считается, что у них отсутствует надежная наглядная модель поведения со стороны отца, опираясь на которую они смогли бы развиваться нормально. Однако, известно, что и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне гармоничным.

В связи с этим ученые обратили внимание на внутреннего отца, представленного в психике ребенка, его образ. К настоящему времени проведено всего несколько эмпирических исследований, посвященных изучению связей качества образа отца у подростков с успешностью их эмоционального и психосексуального развития, что обуславливает актуальность данного исследования.

Предполагается, что эмоционально позитивный отцовский образ будет связан с гармоничным развитием полоролевой идентичности как мальчиков, так и девочек и их эмоциональным благополучием. Т.к. образ отца и отношение к нему могут меняться в течение подросткового возраста, предполагается также, что разные аспекты образа отца могут быть по-разному связаны с эмоциональным благополучием и полоролевой идентичностью детей в зависимости от их возраста и пола.

В экспериментальном исследовании принимали участие 210 детей младшего подросткового возраста (101 мальчик и 109 девочек 10-11 лет) и 205 подростков старшего подросткового возраста (98 юношей и 108 девушек 15-16 лет), которые составили 4 исследовательские выборки в соответствии с полом и возрастом испытуемых. Фронтальное исследование проводилось в 2 этапа в 4-х московских школах. Для диагностики образа отца использовался опросник PBI (Паркер) и специально созданный полупроективный тест “Эмоциональная экспрессивность отца”. Для диагностики полоролевой идентичности использовался модифицированный для детской и подростковой выборок опросник “Маскулинность и фемининность” (Н. Дворянчиков), а для определения уровня эмоционального благополучия – шкала детской депрессии (М. Ковак) и шкала личностной тревожности учащихся (А. Прихожан).

Экспериментальное исследование показало, что восприятие отца, проявляющим эмоциональную теплоту в отношениях, связано с меньшим уровнем депрессивности для всех четырех половозрастных групп, а для юношей старшего подросткового возраста – и с меньшим уровнем тревожности. Этот аспект отцовского образа связан и с большей фемининностью и маскулинностью младших и старших подростков-мальчиков. Для младших подростков-девочек восприятие отца эмоционально теплым связано с их большей фемининностью, а вот для девушек старшего подросткового возраста обнаружена нелинейная связь между этими конструктами: представления об отце как выраженно эмоционально холодным связано с большей фемининностью, как и восприятие его выраженно эмоционально теплым.

Представления об отце как предоставляющем автономию, способствующем развитию независимости связано с большей маскулинностью мальчиков младшего подросткового возраста и большей фемининностью девочек того же возраста. При этом как для младших подростков-мальчиков, так и для девочек этот аспект отцовского образа связан и с меньшим уровнем депрессивности.

Наоборот, образ отца контролирующего особенно сильно связан с эмоциональным неблагополучием мальчиков: когда отец воспринимается таковым, это оказывается связанным с повышенным уровнем депрессивности для младших и старших подростков-мальчиков, и с повышенным уровнем тревожности для старших подростков. Для младших подростков-мальчиков восприятие отца контролирующим связано и с низкой маскулинностью и фемининностью.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

17.10.2021

День отца впервые отмечают в России


12.10.2021 12:32:00

Открылся телефон бесплатной психологической помощи для родителей


12.10.2021

||| Конгресс "Психическое здоровье человека XXI века"



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика