Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Образ отца и его связь с эмоциональным благополучием и полоролевой идентичностью подростков разного пола и возраста

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Очень часто учителя и родители не догадываются, какие внутренние переживания скрываются за плохим поведением ребенка в школе, его неуспеваемостью, нежеланием выполнять домашние задания. Обладая соответствующими возрасту интеллектуальными способностями, такие дети могут быть дезадаптированными, их эмоциональное благополучие оказывается под угрозой, а отношения со сверстниками нарушаются. Последнее тем более важно, т.к. возможность быть принятым в группу таких же как ты детей в подростковом возрасте во многом связана с успешностью формирования одного из важнейших аспектов идентичности – полоролевой идентичности. В такой ситуации необходимо, чтобы учителя и школьные психологи были осведомлены о возможных причинах психологических трудностей ребенка и, при необходимости, давали матерям и отцам этих детей необходимые разъяснения и рекомендации.

Известно, что одним из важных факторов, влияющих на эмоциональное благополучие детей и формирование их полоролевой идентичности, является семейная атмосфера, в которую окунается ребенок, возвращаясь из школы домой.

Отец и мать – самые близкие для ребенка люди и то, насколько гармоничными являются отношения с ними, имеет существенное значение для детского развития. Отмечается, что дети из неполных (без отца) семей подвержены повышенному риску возникновения различных психологических трудностей в процессе развития. Считается, что у них отсутствует надежная наглядная модель поведения со стороны отца, опираясь на которую они смогли бы развиваться нормально. Однако, известно, что и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне гармоничным.

В связи с этим ученые обратили внимание на внутреннего отца, представленного в психике ребенка, его образ. К настоящему времени проведено всего несколько эмпирических исследований, посвященных изучению связей качества образа отца у подростков с успешностью их эмоционального и психосексуального развития, что обуславливает актуальность данного исследования.

Предполагается, что эмоционально позитивный отцовский образ будет связан с гармоничным развитием полоролевой идентичности как мальчиков, так и девочек и их эмоциональным благополучием. Т.к. образ отца и отношение к нему могут меняться в течение подросткового возраста, предполагается также, что разные аспекты образа отца могут быть по-разному связаны с эмоциональным благополучием и полоролевой идентичностью детей в зависимости от их возраста и пола.

В экспериментальном исследовании принимали участие 210 детей младшего подросткового возраста (101 мальчик и 109 девочек 10-11 лет) и 205 подростков старшего подросткового возраста (98 юношей и 108 девушек 15-16 лет), которые составили 4 исследовательские выборки в соответствии с полом и возрастом испытуемых. Фронтальное исследование проводилось в 2 этапа в 4-х московских школах. Для диагностики образа отца использовался опросник PBI (Паркер) и специально созданный полупроективный тест “Эмоциональная экспрессивность отца”. Для диагностики полоролевой идентичности использовался модифицированный для детской и подростковой выборок опросник “Маскулинность и фемининность” (Н. Дворянчиков), а для определения уровня эмоционального благополучия – шкала детской депрессии (М. Ковак) и шкала личностной тревожности учащихся (А. Прихожан).

Экспериментальное исследование показало, что восприятие отца, проявляющим эмоциональную теплоту в отношениях, связано с меньшим уровнем депрессивности для всех четырех половозрастных групп, а для юношей старшего подросткового возраста – и с меньшим уровнем тревожности. Этот аспект отцовского образа связан и с большей фемининностью и маскулинностью младших и старших подростков-мальчиков. Для младших подростков-девочек восприятие отца эмоционально теплым связано с их большей фемининностью, а вот для девушек старшего подросткового возраста обнаружена нелинейная связь между этими конструктами: представления об отце как выраженно эмоционально холодным связано с большей фемининностью, как и восприятие его выраженно эмоционально теплым.

Представления об отце как предоставляющем автономию, способствующем развитию независимости связано с большей маскулинностью мальчиков младшего подросткового возраста и большей фемининностью девочек того же возраста. При этом как для младших подростков-мальчиков, так и для девочек этот аспект отцовского образа связан и с меньшим уровнем депрессивности.

Наоборот, образ отца контролирующего особенно сильно связан с эмоциональным неблагополучием мальчиков: когда отец воспринимается таковым, это оказывается связанным с повышенным уровнем депрессивности для младших и старших подростков-мальчиков, и с повышенным уровнем тревожности для старших подростков. Для младших подростков-мальчиков восприятие отца контролирующим связано и с низкой маскулинностью и фемининностью.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

13.02.2020

"Каждый важен" - концепт-презентация всероссиского антибуллингового проекта Центра толерантности


22.01.2020

Первое заседание регулярного семинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление»


17.01.2020 19:39:00

«Сухаревские чтения. Семья и психическое здоровье ребенка»



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика