Роль образа родителя в социализации детей, воспитывающихся вне семьи
|
Одной из важных негативных характеристик современного общества является рост количества детей, лишенных родительского попечения (социальных сирот) и воспитывающихся в различных интернатных учреждениях. Существующие данные о выпускниках детских домов и интернатов свидетельствуют о низком уровне их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе, трудностях их социализации. В этой связи нам представляется особо важным более глубокое и разностороннее изучение факторов социализации детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, а также влияния семьи на успешность социализации ребенка.
Социализация, представляющая собой процесс вхождения индивида в новую социальную среду и адаптации к этой среде, составляет основу психического развития и становление личности. Основным механизмом социализации служит идентификация, то есть отождествление личности с носителями определенных социальных ролей и обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих социальную роль. Формирование ролевых образов и представлений происходит в процессе непосредственного восприятия индивидом носителя социальной роли и общения с ним.
Семья имеет особенно важное значение в процессе формирования ролевой идентичности, поскольку ранние впечатления ребенка почти полностью связаны с близкими взрослыми, которые выступают в качестве носителей различных социальных ролей: «родитель», «супруг»! «сосед», «гражданин», «специалист» и так далее. Закрепившиеся в сознании ребенка образы, представления, связанные с семьей, впоследствии во взрослой жизни, оказывают сильное влияние на его поведение, на его личность.
Известно, что подростковый возраст — это период поиска собственной идентичности (по Э. Эриксону). В этот период ребенок старается найти свое место в обществе, примеряет на себя различные «взрослые» роли, подражает взрослым. К концу этого периода подросток выстраивает свою модель поведения на основании образов и представлений, сформировавшихся в его сознании к этому моменту. Осознание и переживание подростком своей ролевой идентичности является одним из наиболее существенных показателей успешной социализации. Такое осознание и переживание предполагает наличие у человека определенных эталонов, образцов, представлений о наиболее привлекательных и значимых компонентах роли. Отсутствие этих представлений ведет к дезадаптации личности.
Нам представляется, что одним из факторов, провоцирующих социальную дезадаптацию воспитанников интернатных учреждений, являются ограниченные возможности в формировании ролевых представлений и образов. Так, вне семьи невозможно обретение адекватных представлений о «семейных» социальных ролях: «мать», «отец», «жена», «муж», образцами которых для ребенка служат его собственные родители.
Мы предполагаем, что существуют значимые отличия в представлениях о родителях у подростков, которые воспитываются в семье и вне семьи. Эти отличия, по нашему мнению, характеризуются идеализацией образа реальных родителей у воспитанников интернатных учреждений.
Таким образом, цель нашего исследования — выявление представлений о родителях у подростков и создание моделей образов родителей у подростков, которые воспитываются в различных социальных условиях.
Основным критерием различия социальных условий развития личности ребенка в нашем исследовании является:
-
воспитание подростка одним родителями в семье,
-
воспитание подростка двумя родителями в семье,
-
воспитание подростка в государственном учреждении интернатного типа при наличии обоих живых родителей.
Нами были выделены следующие значимые аспекты представлений подростков о родителях:
-
образ реального родителя (как представляет подросток своего родителя),
-
образ идеального родителя (каким, по мнению подростка, должен быть родитель),
-
представление о себе как о будущем родителе (каким подросток видит себя в роли родителя).
Для эмпирического исследования выбран метод свободного сочинения с последующим контент-анализом. В качестве дополнительной методики с целью выявления представлений подростков о детско-родительских отношениях предусмотрено использование опросника Лири.
Наше исследование представлений подростка о родителях даст возможность прогнозировать поведение подростков в будущей самостоятельной жизни и организовать необходимую коррекционную психологическую работу с подростками.
Статьи
- К вопросу о формировании гендерной социализации ребенка в семье
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Малые группы как средство социализации ребенка
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Психологические особенности социализации выпускников закрытых учебно-воспитательных учреждений
М.,МГППУ,2002 - Социализация детей в современной русской семье
3 часть., М.,2005 - Проблемы социальной интеграции молодежи в реалиях XXI века
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Проблемы профессионального семейного воспитания детей-сирот в житейской и научной психологии
3 часть, - М., 2005. - 560 с. - Социально-психологический статус семей воспитанников социального приюта
3 часть. - М., 2005. - 560 с. - Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве
Дошкольное воспитание, №3, 2005г., стр.101-106; №5, 2005 г., стр.110-117, №7,2005г., стр.117-123 - Образ отца в восприятии воспитанников детского дома
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Образ отца и его связь с эмоциональным благополучием и полоролевой идентичностью подростков разного пола и возраста
М.: МГППУ, 2006. - 320с.