К вопросу о формировании гендерной социализации ребенка в семье

Автор: Смотрова Л.Н. 
Версия для печати

Родители по отношению к ребенку являются основными агентами тендерной социализации. Именно они конструируют тендерную роль ребенка. Напомним, что под тендерными ролями большинство исследователей понимают набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. В связи с этим набор желаемых черт для мальчиков и девочек в процессе воспитания их в семье отличается.

Вслед за американским социологом Р. Хартли, мы считаем, что тендерную роль ребенка мать или отец могут конструировать следующими основными способами:

  • гендерная социализация через определенные манипуляции;
  • вербальная апелляция;
  • канализация;
  • демонстрация деятельности.

Гендерная социализация через определенные манипуляции означает озабоченность родителей теми или иными внешними проявлениями своего ребенка. Например, отец может постоянно вне зависимости от ситуации восхищаться физическими данными и силой своего сына.

Вербальная апелляция — это усиление действия первого способа. Тот же отец может постоянно подчеркивать прекрасные физические данные ребенка, его силу, ловкость, богатырские способности, умение дать сдачи обидчику и может не замечать его достаточно низких интеллектуальных способностей.

Под канализацией понимается направление внимания ребенка на определенные объекты, способствующие формированию стереотипной тендерной роли в семье. Например, мальчикам покупают конструкторы, трансформеры, разнообразные машинки, игры-стратегии. Для них не существует игр, направленных на домашнюю сферу.

Демонстрация деятельности означает ожидание от ребенка деятельности соответствующей не только тому полу, к которому принадлежит ребенок, но и воспроизведения такого вида деятельности, который осуществляет родитель аналогичного с ним пола. Например, если папа в семье стирает одежду, то и от сына будут ожидать того же.

По своей сути, в настоящее время для родителей, жестко влияющих на тендерную социализацию своего малыша, на формирование его тендерной роли в семье, ребенок — материал для конструирования некоего вымышленного ими образа, из которого они лепят все, что им захочется, не учитывая реальных потребностей, способностей, возможностей и желаний самого ребенка. Но ведь для того, чтобы ребенок вырос человеком, способным бороться со всеми тяготами жизни, самостоятельным, решительным, сильным, ответственным, имеющим собственное мнение, процесс социализации в семье должен предусматривать его активность, освоение тендерной роли через его собственный анализ отношений между членами семьи.

К сожалению, современная ситуация в сфере семейных отношений характеризуется огромным количеством суррогатов в воспитании мальчиков, так как большинство из них лишены серьезного мужского воспитания (когда отец считает, что воспитание — дело сугубо женское), либо лишены его вообще (в семье-матери-одиночки, где нет родственников мужчин).

В результате этого мальчики усваивают женские установки и женские взгляды на жизнь, а общество получает безынициативных, слабых, не способных разрешить трудности мужчин. Порицая в ребенке мужественность, приветствуя послушание, безоговорочное следование всем приказам матери, пассивность, женщины сами искажают мужскую природу. Мальчик должен обязательно иметь перед собой пример мужского поведения, мужского варианта реагирования на существующие трудности, мужского способа разрешения трудной ситуации. Аналогичная ситуация возникает в семьях, где девочек воспитывают одни отцы, только с точность наоборот. Но широкого фундаментального исследования она не получает, так как число отцов-одиночек, воспитывающих дочерей, ничтожно мало по отношению к числу матерей-одиночек, воспитывающих сыновей.

Смотрите также:

Статьи