Особенности половой идентификации у подростков с задержкой психического развития, осложненной детским церебральным параличом
|
Одной из актуальных проблем психологической науки и практики является проблема становления половой идентичности, поскольку половая идентичность относится к числу базовых характеристик человека, в значительной степени детерминирующих его самосознание и задающих вектор его социализации. Идентичность является одним из психологических феноменов, рассматриваемых в аспекте социализации и адаптации к условиям различных сторон деятельности и общения. Принадлежность человека к определенному полу определяет становление личности, ее интересы, формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, включающей специфические для мужчин и женщин потребности, мотивы, ценностные ориентации и соответствующие этим образованиям формы поведения.
Существуют противоречащие друг другу взгляды на влияние происходящих изменений в человеке. Общим в этих взглядах является то, что каждый человек может переживать внутренний кризис, связанный с необходимостью установления взаимосвязи между социальными изменениями и собственной идентичностью. Подростковый возраст является наиболее уязвимым, поскольку основной задачей в данный возрастной период является формирование идентичности, в том числе и половой идентичности, основным механизмом которой является половая идентификация. Необходимость изучения механизмов половой идентичности и факторов, влияющих на становление половой идентификации у подростков с задержкой в психическом развитии, связанна с воспитанием и развитием подростка в нашем обществе, при наличии влияния референтных подростковых групп, семьи, СМИ и т.д.
Анализ современных отечественных и зарубежных исследований, выполненных на стыке медицины, физиологии, социологии и психологии показал, что проблема пола является междисциплинарной.
Увеличение количества детей с функциональной и органической недостаточностью центральной нервной системы, обусловленной многочисленными социальными и биологическими факторами, требует поиска новых форм и методов психолого-педагогической помощи им. Большинство нервно-психических нарушений, выявляемых у этих детей, составляют «пограничные расстройства», занимающие широкую полосу между «нормой» и грубыми психическими отклонениями. Главным образом это дети с различной степенью задержки психического развития, не относящиеся к умственно отсталым, но не справляющиеся со стандартными требованиями общеобразовательной программы.
В психологии проблемы изучения личности детей с задержкой психического развития отражены в исследованиях Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, В.Г. Петрова М.С. Певзнер, Э.Л. Альбрехт, Г.Е. Сухарева, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, Л.И. Переслени, И.Ф. Марковская, Л.В. Кузнецова, М.Н. Фишман, А.О. Дробинская и др.
Исследователями выделялись различные аспекты данной проблемы: нарушение условий формирования половой идентичности у детей дошкольного возраста в условиях депривации, приводящих к ограниченным ориентациям на пол, к искаженному эмоционально-оценочному отношению к телу (С.Б. Данилюк); упрощение, не дифференцированность полоролевых представлений и несоответствие поведенческого репертуара традиционным моделям полоролевого поведения у подростков, воспитывающихся в условиях депривации (Н.Н. Крыгина); зависимость развития самопринятия от процесса идентификации с другими людьми у детей в семейной ситуации развития и в условиях детского дома (Н.К. Радина); обусловленность сексуальных отклонений в поведении детей из учреждений интернатного типа с нарушениями процесса половой идентификации (А.А. Аладьин, И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова). Особое место в исследованиях отводится изучению становления половой идентичности у детей, лишенных родительского попечительства (М. Лангмейер, З. Матейчек, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.).
Развитию половой идентификации у детей со сниженным интеллектом дошкольного и младшего школьного возраста посвящены исследования Н.Л. Белопольской. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью отражены в исследованиях Нугаевой Г.
Вопросам изучения психомоторного развития, познавательных процессов и речи у детей с церебральным параличом посвящено множество работ как зарубежных, так и отечественных психологов (Henderson, 1961; Oswin, 1967; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мамайчук, 1976; Симонова, 1981; Ковалев, 1985; Saran, 1986; Клижнбк, 1987; Демьянов, 2004 и др.).
Отклонения в психическом развитии у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) регистрируются с первых недель жизни. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП.
В последние годы в результате многопланового изучения проблем ЗПР получены данные о развитии психических функций и условиях коррекции детей с задержанным темпом развития дошкольного (У.В. Ульенкова, 1980,1990; Дмитриева, Е.С. Слепович, 1990; Н.А. Татенко, 1988; Е.И. Кириченко, 1983 и др.) и школьного возраста (Н.Л. Белопольская, 1976; Н.Н. Афанасьева, 1976; Р.Д. Тригер, 1981, Д.И. Альраххаль, 1992; Г.В. Грибанова, 1986; С.А. Домишкевич, В.А. Пермякова, 1981; И.Ю. Кулагина, 1980, 1982; О.П. Монкявичене, 1988; Е.А. Морщинина, 1992; Т.З. Стернина, 1988; Н.А. Цыпина, 1987 и др.).
Все исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что у детей с задержкой психического развития, осложненной детским церебральным параличом высок риск нарушений поведения, но у них есть высокий потенциал социальной адаптации, при условии создания благоприятных возможностей для его реализации. Это и обусловливает необходимость целенаправленной коррекционной работы с детьми данной категории.
В проведенном нами пилотажном исследовании рассматривались проблемы формирования половой идентификации у подростков с задержкой психического развития.
Исследованием были охвачены ученики 8-х, 9-х компенсаторно-коррекционных классов школы-лицея № 5 г. Махачкалы в количестве 131.
В ходе исследования проверялись следующие гипотезы:
-
Задержка в психическом развитии может обусловить появление нарушений в формировании половой идентификации.
-
Операциональную модель половой идентичности образуют когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты.
Нами были использованы методики, успешно зарекомендовавшие себя при изучении полового самосознания и применявшиеся в сексологии: «Маскулинность — фемининность» С Бем, графический тест «Дом—Дерево—Человек» (House—Tree—Person test, H-T-P) Дж. Бука, шкала «Маскулинность — фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (Freiburg Personality Inventory, FPI) Й. Фаренберга, Х. Зелга и Р. Гампела, рисунок семьи Р. Бернса и С. Коуфмана, методика «Женственность» адаптированная Е.П. Ильиным.
-
В результате теоретического анализа проблемы половой идентификации старших подростков с задержкой психического развития и экспериментального исследования был получен ряд результатов и сделаны следующие выводы:
- Теоретический анализ проблемы позволил нам гипотетически выделить структуру половой идентичности, которая образована когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами
-
По полученным данным мы можем утверждать, что были выявлены достоверные различия между половой идентификацией у старших подростков из коррекционных классов и половой идентификацией их сверстников из параллельных не коррекционных классов, по критерию X2 Пирсона, который на уровне статистической достоверности в 95% указывает на наличие различий, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
-
Половая идентификация у детей из коррекционных классов ориентирована на всеобще принятые половые роли присущие мужчинам и женщинам без учета сложившейся социальной ситуации и изменений в поведении женщин и мужчин. В связи с этим у детей с задержкой психического развития проявляется некоторый инфантилизм, чем они и отличаются от детей из обычных классов.
-
В ходе проведенного исследования выявлено и доказано на уровне статистической достоверности, что половая идентификация у детей с ЗПР, ориентирована на традиционно принятые нормы половых ролей, присущих мужчинам и женщинам без учета сложившейся новой социально-экономической ситуации и трансформации в стиле поведения женщин и мужчин. В связи с этим у детей с ЗПР, проявляется больший инфантилизм, в чем они и отличаются от детей из обычных классов.
В дальнейшем нами предполагается проведение констатирующего и формирующего эксперимента, разработка и внедрение коррекционной программы по формированию половой идентификации детей с ЗПР, осложненной ДЦП, способствующей личностной социализации в современных общественных условиях.
Книги
- Психология детей с задержкой психического развития
Спб.: Речь , 2003. — 432 стр./Составитель О. В. Защиринская - Воспитание детей. Взаимодействие полов
Феникс Пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd. South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 448 с. - Идентичность: юность и кризис
М.: Прогресс , 1996. – 344 с. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В.
- Формирование личностной идентичности у детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту
М.,2003 - Формирование идентичности у детей постсоветских эмигрантов в США
Психологический журнал,2005, №3. - Развитие метакогнитивных функций у старших дошкольников
Педагогика и психология XXI века. Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов 11 апреля 2000 г. - М, 2001 - Развитие положительной самооценки у подростков 13-15 лет под влиянием тренинга творческого выражения эмоций
М., 2003