Детская психология
 

Формирование личностной идентичности у детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту

Версия для печати

Тема исследования является актуальной, поскольку внимание психологов образования к личности ребёнка, процессу социализации и становлению уникального жизненного стиля, в формировании которых идентичность играет решающую роль, всё возрастает.

В настоящее время в связи с изменяющейся социальной ситуацией развития детей, новым содержанием социальной идентичности, возникающей как у детей, так и у взрослых, крайне важно выявить основные тенденции формирования личностной и социальной идентичности у современных детей, содержания их «образа Я», представлений о будущем и своём месте в нём.

Целью исследования было изучение возрастной динамики содержания личностной идентичности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Для исследования личностной идентичности детей мы использовали модифицированный тест М. Куна и Т. МакПартленда

«Кто Я?» и разработанный нами проективный вариант данной методики «Кто Я?». Проективный тест «Я был», «Я при помощи рисуночного теста «Несуществующее животное», детского апперцептивного теста CAT и методики «Лесенка» для определения уровня самооценки.

«Тест Когана» и методика «Исключение четвертого» применялись для изучения интеллектуального развития детей.
Испытуемыми исследования стали старшие дошкольники и младшие школьники ГОУ детского сада-прогимназии № 1633 г. Москвы.

Полученные в исследовании материалы показывают, что существует определенная взаимосвязь между взрослением и увеличением адекватности и реалистичности личностной идентичности детей. При этом по мере роста уровня интеллектуального развития с возрастом структура идентичности становится всё более дифференцированной, т.е. отражающей различные качества личности и социальные позиции ребёнка, в том числе и во временном контексте.

Необходимо отметить, что с возрастом происходит развитие временной перспективы: расширение отрезка времени, в котором представляет себя ребенок, увеличение реалистичности своего «образа Я» в будущем.

На основании полученных в нашем исследовании данных можно сделать выводы:

  1. Существует определённая взаимосвязь между ростом интеллекта, расширением социального опыта детей и дифференцированностью идентичности, что даёт основания говорить о развитии дифференцированности идентичности с возрастом.
  2. Целостность личностной идентичности не имеет такой прямой взаимосвязи с возрастом, а зависит от эмоционального состояния, адекватности самооценки, отсутствия тревожности у детей.
  3. В старшем дошкольном возрасте у детей имеется больше субъективных критериев идентичности, связанных с оценкой своих индивидуальных особенностей, а в младшем школьном возрасте у детей появляется больше объективных критериев идентичности, социально-связанных, надоенных социальным статусом или ролью. Содержание идентичности с возрастом становится более реалистичным и адекватным тем формам, которые задаются средой.
  4. У младших школьников происходит развитие временной перспективы личностной идентичности в будущем, т.е. увеличивается протяжённость временного интервала «образа Я» в будущем, и реалистичность представлений о себе.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

26.03.2021

Психологи бесплатно помогут семьям, у которых есть ребёнок с тяжелым заболеванием


10.03.2021

Новые научные работы в психологии


19.02.2021

Третья встреча проекта «Психолог-и-Я. Живые истории»: Николай Николаевич Нечаев



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика