Формирование личностной идентичности у детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту

Версия для печати

Тема исследования является актуальной, поскольку внимание психологов образования к личности ребёнка, процессу социализации и становлению уникального жизненного стиля, в формировании которых идентичность играет решающую роль, всё возрастает.

В настоящее время в связи с изменяющейся социальной ситуацией развития детей, новым содержанием социальной идентичности, возникающей как у детей, так и у взрослых, крайне важно выявить основные тенденции формирования личностной и социальной идентичности у современных детей, содержания их «образа Я», представлений о будущем и своём месте в нём.

Целью исследования было изучение возрастной динамики содержания личностной идентичности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Для исследования личностной идентичности детей мы использовали модифицированный тест М. Куна и Т. МакПартленда

«Кто Я?» и разработанный нами проективный вариант данной методики «Кто Я?». Проективный тест «Я был», «Я при помощи рисуночного теста «Несуществующее животное», детского апперцептивного теста CAT и методики «Лесенка» для определения уровня самооценки.

«Тест Когана» и методика «Исключение четвертого» применялись для изучения интеллектуального развития детей.
Испытуемыми исследования стали старшие дошкольники и младшие школьники ГОУ детского сада-прогимназии № 1633 г. Москвы.

Полученные в исследовании материалы показывают, что существует определенная взаимосвязь между взрослением и увеличением адекватности и реалистичности личностной идентичности детей. При этом по мере роста уровня интеллектуального развития с возрастом структура идентичности становится всё более дифференцированной, т.е. отражающей различные качества личности и социальные позиции ребёнка, в том числе и во временном контексте.

Необходимо отметить, что с возрастом происходит развитие временной перспективы: расширение отрезка времени, в котором представляет себя ребенок, увеличение реалистичности своего «образа Я» в будущем.

На основании полученных в нашем исследовании данных можно сделать выводы:

  1. Существует определённая взаимосвязь между ростом интеллекта, расширением социального опыта детей и дифференцированностью идентичности, что даёт основания говорить о развитии дифференцированности идентичности с возрастом.
  2. Целостность личностной идентичности не имеет такой прямой взаимосвязи с возрастом, а зависит от эмоционального состояния, адекватности самооценки, отсутствия тревожности у детей.
  3. В старшем дошкольном возрасте у детей имеется больше субъективных критериев идентичности, связанных с оценкой своих индивидуальных особенностей, а в младшем школьном возрасте у детей появляется больше объективных критериев идентичности, социально-связанных, надоенных социальным статусом или ролью. Содержание идентичности с возрастом становится более реалистичным и адекватным тем формам, которые задаются средой.
  4. У младших школьников происходит развитие временной перспективы личностной идентичности в будущем, т.е. увеличивается протяжённость временного интервала «образа Я» в будущем, и реалистичность представлений о себе.
Смотрите также:

Статьи