Формирование личностной идентичности у детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту
|
Тема исследования является актуальной, поскольку внимание психологов образования к личности ребёнка, процессу социализации и становлению уникального жизненного стиля, в формировании которых идентичность играет решающую роль, всё возрастает.
В настоящее время в связи с изменяющейся социальной ситуацией развития детей, новым содержанием социальной идентичности, возникающей как у детей, так и у взрослых, крайне важно выявить основные тенденции формирования личностной и социальной идентичности у современных детей, содержания их «образа Я», представлений о будущем и своём месте в нём.
Целью исследования было изучение возрастной динамики содержания личностной идентичности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Для исследования личностной идентичности детей мы использовали модифицированный тест М. Куна и Т. МакПартленда
«Кто Я?» и разработанный нами проективный вариант данной методики «Кто Я?». Проективный тест «Я был», «Я при помощи рисуночного теста «Несуществующее животное», детского апперцептивного теста CAT и методики «Лесенка» для определения уровня самооценки.
«Тест Когана» и методика «Исключение четвертого» применялись для изучения интеллектуального развития детей.
Испытуемыми исследования стали старшие дошкольники и младшие школьники ГОУ детского сада-прогимназии № 1633 г. Москвы.
Полученные в исследовании материалы показывают, что существует определенная взаимосвязь между взрослением и увеличением адекватности и реалистичности личностной идентичности детей. При этом по мере роста уровня интеллектуального развития с возрастом структура идентичности становится всё более дифференцированной, т.е. отражающей различные качества личности и социальные позиции ребёнка, в том числе и во временном контексте.
Необходимо отметить, что с возрастом происходит развитие временной перспективы: расширение отрезка времени, в котором представляет себя ребенок, увеличение реалистичности своего «образа Я» в будущем.
На основании полученных в нашем исследовании данных можно сделать выводы:
-
Существует определённая взаимосвязь между ростом интеллекта, расширением социального опыта детей и дифференцированностью идентичности, что даёт основания говорить о развитии дифференцированности идентичности с возрастом.
-
Целостность личностной идентичности не имеет такой прямой взаимосвязи с возрастом, а зависит от эмоционального состояния, адекватности самооценки, отсутствия тревожности у детей.
-
В старшем дошкольном возрасте у детей имеется больше субъективных критериев идентичности, связанных с оценкой своих индивидуальных особенностей, а в младшем школьном возрасте у детей появляется больше объективных критериев идентичности, социально-связанных, надоенных социальным статусом или ролью. Содержание идентичности с возрастом становится более реалистичным и адекватным тем формам, которые задаются средой.
-
У младших школьников происходит развитие временной перспективы личностной идентичности в будущем, т.е. увеличивается протяжённость временного интервала «образа Я» в будущем, и реалистичность представлений о себе.
Статьи
- Информационная сетка по использованию диагностических методов в определении готовности детей к школьному обучению
- Психологическая поддержка мальчиков и девочек в адаптационный период
Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение (Москва, 13-15 декабря 2007 г.): Материалы IV Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007. – 450 с. С.370-372. - Психолого-педагогическая готовность детей к школе
М,, МГППУ,2002 - Социальная компетентность как показатель готовности старших дошкольников к систематическому обучению
Тезисы Международной Конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы» МГППУ, г. Москва, 3-4 октября 2006 года