Психолого-педагогическая готовность детей к школе

Автор: Иванова Т.Б. 
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Начало школьного обучения - это закономерный этап на жизненном пути ребенка, принятие новой социальной роли. От того, как будут сформированы учебно значимые навыки, насколько ребенок будет психологически готов к школе, зависит весь процесс дальнейшего обучения. Очень важно к этой проблеме подходить комплексно, то есть стараться корректировать все сферы жизнедеятельности ребенка, что включает в себя не только развитие интеллектуального уровня, но и режим дня, досуговые занятия.

Все это необходимо для того, чтобы снять то эмоциональное напряжение, которое присутствует у некоторых детей за год до школы.

Изучением проблемы готовности ребенка к школьному обучению занимались многие специалисты. Например, исследования Е.Е. Кравцовой (1991) показали, что для развития произвольности у ребенка при коррекционной работе необходимо выполнять целый ряд условий, одним из которых является сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, адекватных возрасту ребенка. Воображение также является центральным психологическим новообразованием, обеспечивающим готовность к школьному обучению. Н.Г. Салмина (1988) считает, что к моменту поступления ребенка в школу у него должен быть сформирован такой вид знаково-символической деятельности, как замещение (то есть употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет). М.И. Лисина (1980) считает, что показателем готовности является уровень сформированное™ у ребенка внеситуативно-личностного общения, что характеризуется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию. Многолетние исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова показали, что у детей, в силу социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и богатые умственные способности, чем это делалось до сих пор.

Целью нашей работы было не определение готовности или неготовности ребенка, а выявление особенностей детей, поступающих в школу. Для этого были продиагностированы 7 человек в возрасте от 6,2 до 7,3 лет. Результаты психологической диагностики показали, что из таких учебно важных качеств, как развитие зрительного анализа, принятие учебной задачи, уровень развития графического навыка, уровень развития произвольной регуляции деятельности, уровень тревожности, зрительно-моторная координация, фигуро-фоновое различие, наиболее слабо развиты графический навык и зрительно-пространственное восприятие. Данные трудности присутствуют как у детей 6 лет, так и у семилетних. Однако если дальнейшая работа с шестилетними детьми позволяет подобрать методики и упражнения на устранение трудностей, то на работу с семилетними времени мало, а это может привести к возникновению таких трудностей школьного обучения, как низкий темп письма, сложности в воспроизведении формы графических элементов, большое количество помарок и исправлений, зеркальное написание букв и цифр, плохое запоминание конфигурации букв при чтении. Все эти проблемы могут способствовать перенапряжению ребенка, так как он постоянно будет нервничать из-за того, что не успевает, что не получается. А психологический климат в классе не менее важен, чем рабочий настрой.

Гипотезой нашего исследования является то, что познание особенностей ребенка позволит в дальнейшем строить учебную деятельность с учетом его индивидуальных показателей. Учителю будет намного легче обучать детей, зная, какие навыки у них сформированы, а какие еще слабы. Это позволит проводить дифференцированный подход в обучении. Немаловажен также психологический климат в семье, который будет способствовать всестороннему развитию личности дошкольника. Этот факт подтверждается тем, что из числа продиагностированных детей наиболее высокие результаты показали те дети, с которыми родители проводят регулярные занятия, направленные на комплексное развитие и формирование школьно значимых функций в благоприятной психологической атмосфере.

Важность создания психологического комфорта для детей дошкольного возраста огромна. Позиция родителей должна основываться на доверии и уважении к своему ребенку. Необходимо дать ребенку почувствовать ощущение роста своих возможностей. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, от которых зависит реакция на то или иное воздействие. Ее ребенок уверен в себе, то надо обучать его критической оценке своей работы. Ребенок должен чувствовать, что его любят и понимают, что ему всегда смогут оказать поддержку. Необходимо дать ребенку возможность самореализоваться, раскрыть свои возможности и таким образом обеспечить себе peaльный успех у окружающих. Страх перед школой, перед взрослыми, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность - плохие союзники в решении сложнейшей задачи перехода на новую жизненную ступень.

Смотрите также:

Статьи