Социальная компетентность как показатель готовности старших дошкольников к систематическому обучению

Автор: Ермолова Т.В. 
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Цель данного исследования состояла в раскрытии психологических механизмов  низкой академической успеваемости и дезадаптации к школе у младших школьников (7-8 лет) как обусловленных недостаточно высоким уровнем развития их социальной компетентности в дошкольном детстве.

В нашем представлении наиболее важными составляющими социальной компетентности младших школьников являются:

  • 1) их представления о себе как об объекте и субъекте социальных отношений;
  • 2) их оценка адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач;
  • 3) наличие в поведении детей нового способа саморегуляции (в указанном возрасте – реального ролевого поведения как поведенческого коррелята личностного новообразования кризиса 7 лет).

Мы высказали предположение, что недостаточная сформированность любой из этих трех составляющих социальной компетентности приводит к той или иной форме «социального инфантилизма», приводящего к проблемам в адаптации к новым условиям существования детей, а именно к систематическому обучению.

С помощью специально разработанной серии экспериментальных ситуаций мы исследовали особенности представления о себе, самооценки и саморегуляции в трех выборках 7-8-летних детей, общее число которых составило 140 человек. Выборки различались по характеру воспитания и обучения и по особенностям их социальных контактов  в дошкольном возрасте. Первая выборка состояла из детей, испытывавших недостаток в общении со сверстниками (дети, воспитывавшиеся в семье)- С-выборка.

Вторая выборка включала испытуемых с дефицитом общения с взрослыми (дети-сироты, воспитывавшиеся в детских домах) –ДД- выборка. Третья выборка представляла собой группу детей, имевших регулярные контакты с взрослыми и сверстниками и получивших квалифицированную помощь в подготовке к школе (дети, посещавшие до школы детский сад) – ДС - выборка.   

Сравнительный анализ полученных данных показал, что уровень академической успеваемости и темпы адаптации к школьной жизни у детей в трех  выборках  существенно различаются. Кроме того, были выявлены специфические связи между особенностями социальной компетентности младших школьников и уровнем их развития по ряду параметров в дошкольном детстве.

Смотрите также:

Статьи