Социальная компетентность как показатель готовности старших дошкольников к систематическому обучению
|
Цель данного исследования состояла в раскрытии психологических механизмов низкой академической успеваемости и дезадаптации к школе у младших школьников (7-8 лет) как обусловленных недостаточно высоким уровнем развития их социальной компетентности в дошкольном детстве.
В нашем представлении наиболее важными составляющими социальной компетентности младших школьников являются:
- 1) их представления о себе как об объекте и субъекте социальных отношений;
- 2) их оценка адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач;
- 3) наличие в поведении детей нового способа саморегуляции (в указанном возрасте – реального ролевого поведения как поведенческого коррелята личностного новообразования кризиса 7 лет).
Мы высказали предположение, что недостаточная сформированность любой из этих трех составляющих социальной компетентности приводит к той или иной форме «социального инфантилизма», приводящего к проблемам в адаптации к новым условиям существования детей, а именно к систематическому обучению.
С помощью специально разработанной серии экспериментальных ситуаций мы исследовали особенности представления о себе, самооценки и саморегуляции в трех выборках 7-8-летних детей, общее число которых составило 140 человек. Выборки различались по характеру воспитания и обучения и по особенностям их социальных контактов в дошкольном возрасте. Первая выборка состояла из детей, испытывавших недостаток в общении со сверстниками (дети, воспитывавшиеся в семье)- С-выборка.
Вторая выборка включала испытуемых с дефицитом общения с взрослыми (дети-сироты, воспитывавшиеся в детских домах) –ДД- выборка. Третья выборка представляла собой группу детей, имевших регулярные контакты с взрослыми и сверстниками и получивших квалифицированную помощь в подготовке к школе (дети, посещавшие до школы детский сад) – ДС - выборка.
Сравнительный анализ полученных данных показал, что уровень академической успеваемости и темпы адаптации к школьной жизни у детей в трех выборках существенно различаются. Кроме того, были выявлены специфические связи между особенностями социальной компетентности младших школьников и уровнем их развития по ряду параметров в дошкольном детстве.
Статьи
- Влияние «значимого другого» на формирование образа «идеального» сверстника
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников Психологического института
Вопросы психологии, 2004, №2. - Дошкольник в современном мире
Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23-26 мая 2006 года в г. Казани) - К проблеме обучения шестилетних детей
- Исследование общения дошкольников со сверстниками
Вопросы психологии, 1988, №2, с.167. - Малые группы как средство социализации ребенка
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире
Вопросы психологии, 2001, №1 - Сотрудничество дошкольника со взрослым и со сверстником как возможность свершения акта развития
Материалы Международной конференции «Пятые чтения памяти Л.С.Выготского. Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации».15 - 17 ноября 2004 г. (в печати изд. РГГУ) - Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения?
Дошкольное воспитание, 2002 г., № 12, стр. № 41-44 - Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста
Вопросы психологии, 1996, №3 Стр. 14-26