Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения?

Рубрика:  Дошкольники 
Ключевые слова:  эгоцентризм 
Версия для печати

Способность понимать чужую точку зрения является важным компонентом познавательного, социального и личностного развития. Неадекватную прикованность к своим интересам называют эгоцентризмом. Преодоление такого состояния – децентрация - связана со значительными психологическими трудностями.
Вопрос о степени эгоцентризма для дошкольного возраста является важным в теоретическом и практическом отношении, так как способность ребенка понимать и принимать отличную от своей точку зрения  необходимо формировать уже в процессе обучения. Иначе существенно обедняются как  наше понимание детей, так и процесс воспитания.

Существуют различные точки зрения  по этому вопросу. По мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дошкольник не способен понимать чужую точку зрения и учитывать ее в своей деятельности. В данной статье описываются методики Ж.Пиаже и других исследователей, которыев отличие от швейцарского ученого получили более оптимистичные данные. Приводятся следующие экспериментальные методики.  

1. Задача на «неожиданное перемещение спрятанного» проводилась для 3-х летних детей (Х.Виммер): игра, когда одна кукла прячет шоколадку в ящик стола и выходит из комнаты, а другая кукла перекладывает ее в буфет. Первая кукла возвращается в комнату и должна найти спрятанное. Вопрос -где искать? Дети ошибались, отвечая, что искать надо в буфете. Ребенок путает свое знание и то, что неизвестно тому, кто ищет. То есть это пример эгоцентризма, неспособности отвлечься от собственного знания и встать на позицию другого человека. Хотя  уже 4-х летние дети давали  правильный ответ.

2. Эксперимент Ж.Пиаже. Детям предлагался макет из 3-х горок: горка с домиком, горка с крестом, горка со снегом  и кукла, смотрящая на эти горки. Положение ребенка относительно горок отличалась от положения куклы. Предлагалось задание – соорудить три другие горки, но так, как видит их кукла. С заданием не справились как младшие дошкольники, так и 8-9-летние дети (строили, как видят сами).

Некоторые эксперименты дают более оптимистичные результаты.
1. Эксперимент М.Хьюза. На макете - крестообразная  преграда, за которой можно прятаться, и три куклы – мальчик и два полицейских. Куклу-мальчика надо спрятать в крестообразной секции так, чтобы не видели полицейские, размещенные с двух смежных торцов крестовины. С задачей справились в 90% случаев дети 3-5 лет.
2. Усложненный эксперимент Хьюза,  проведенный Н.Мизиной с увеличением числа секций и несколькими персонажами, дал положительный результат как со старшими дошкольниками, так и младшими школьниками (93%) .
Различные результаты, полученные Ж.Пиаже и М.Хьюзом и Н.Мизиной,  объясняются  тем, что в задаче Пиаже с горками присутствует пространственно-математическая сложность, что не относится к собственно эгоцентрической характеристике. Задача связана с геометрическими преобразованиями, что представляет трудность и для взрослых. В задачах Хьюза-Мизиной таких действий не требуется, а решение связано с социально-психологическим содержанием. Понимание социальных отношений между персонажами также облегчает решение. Задания Хьюза и Мизиной требуют умения децентрироваться не только в буквальном – пространственном – смысле. Ребенок должен учесть два противоположно н6аправленных намерения персонажей – спрятаться у одних и найти тех, кто спрятался у других. Ряд экспериментов говорят о том, что не только трехлетние, но и двухлетние дети понимают, что значит спрятать или, наоборот, показать предмет.

  В пользу способности детей к децентрации свидетельствуют исследования Мины Верба. Она показала, что в период дошкольного детства у детей развиваются способности помогать ровесникам и руководить процессом обучения, чувствовать трудности партнера в предметной деятельности. Например, уже в 1,5-2 года дети подают предметы друг другу, исправляют ошибочные действия. Помощь становится относительно организованной в возрасте 3-4 года: ребенок теперь не только направляет действия партнера, поощряет его, но и сообщает информацию. Однако в большей степени он все-таки склонен не столько учить партнера, сколько выполнять работу вместо него. К 5 годам ребенок способен удерживать цель обучения и обеспечивать вербальную и невербальную связь. Например, в эксперименте М.Верба, дети, предварительно обученные сложному  умению (сборка грузовика из 23 деталей),  успешно обучали этому новичков. Это подтверждает высказывание о том, что  ни на каком  этапе своего развития  дети не бывают абсолютно эгоцентричны (М.Доналдсон).

По мнению К.Бенсона, способность к децентрации, эмпатии и рефлексии – это условие для проявления не только положительных, но и отрицательных черт характера. Например, для обмана партнера или для того, чтобы намеренно обидеть кого-то, ребенок должен оценить позицию другого.

Приведенные данные говорят о том, что эгоцентризм дошкольника не абсолютен и его степень изменяется в зависимости от сложности ситуации. При этом во многих ситуациях этот эгоцентризм вообще не проявляется, и ребенок принимает правильное решение – разделяет чужую точку зрения. Следовательно, познавательные возможности дошкольника можно использовать как основание для его социального и нравственного развития. Игнорируя реальные способности ребенка к децентрации и рефлексии можно упустить важные аспекты его нравственного поведения, обучения и воспитания.

Аннотацию выполнила студентка Балашова Е.В.

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика