Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Подростки лучше учатся на положительном опыте, чем на отрицательном
Известно, что подростки более склонны к принятию рискованных решений, чем взрослые. Согласно одной из гипотез, это может быть связано с тем, что подростки используют иные (более простые) алгоритмы обработки информации о результатах своих поступков. Эксперимент, проведенный британскими и итальянскими психологами и нейроэкономистами, подтвердил эту гипотезу. Оказалось, что подростки не хуже взрослых учатся на положительном опыте, но сильно уступают им в способности учиться на отрицательном. Кроме того, взрослые эффективно используют доступную информацию о том, к какому результату привело бы альтернативное...
|
|
|
|
|
Фантазия в ролевой игре способствует развитию ребенка
Американские исследователи пришли к выводу о том, что фантазия в ролевой игре способствует развитию ребенка — у дошкольников активнее развиваются исполнительные функции: когнитивные функции, организующие мыслительный процесс.
|
|
|
|
|
Роль аргументации в интеллектуальном развитии детей
Аргументация как необходимый навык, который формируется в процессе обучения риторике, способствует интеллектуальному развитию ребенка – переходу от простого фантазирования через эгоцентрические установки к объективной позиции в решении поставленной задачи. Теоретической основой данной гипотезы явились идеи Ж. Пиаже, исследования А.Н. Перре-Клермон, Т. Зиттун, Б. Шварца и др., а также культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория развивающего обучения Эльконина–Давыдова, теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина, теоретические и экспериментальные работы Г.А. Цукерман. Исследование...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поможем своим детям создать счастливую семью
Статья написана психологом, специалистом психологического центра Ассоциации "АНИМА" (Санкт-Петербург, Елизаветой Александровной Москвиной, в соавторстве с Галимзяновой Марией Владимировной, кандидатом психологических наук, старшим преподавателем кафедры "Психология развития и дифференциальная психология" факультета психологии СПбГУ, cпециалистом Ассоциации "АНИМА".
|
|
|
|
|
Воображение ребенка: природа и развитие. Ч.2
На основе логико-психологического анализа раскрывается понимание воображения как универсального свойства сознания в качестве альтернативы до сих пор доминирующему традиционному пониманию. Рассматриваются фундаментальные характеристики воображения - его смысловой реализм и способность "видеть целое раньше частей". Обсуждается место воображения в структуре креативного потециала человека (в том числе, проблема соотношения воображения и мышления), его функции в психическом развитии ребенка. При этом в фокусе внимания оказывается социально-коммуникативная природа, внутренняя позиционность...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучение игре в шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников
Исследуется положительное влияние занятий шахматами на развитие познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается экспериментальная методика начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с использованием методов активизации мыслительной деятельности и при оперировании наглядно-образными схемами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимание обмана детьми 5-11 лет и становление "модели психического"
Изучение понимания обмана детьми проводилось в русле работ, обозначаемых как "модель психического" ("theory of mind"). Способность к пониманию обмана свидетельствует о когнитивном развитии ребенка и отражает становление "модели психического" как системы репрезентаций психических феноменов как собственных, так и других людей. Понимание обмана идет от недифференцированного, трудно распознаваемого (в 5-летнем возрасте) к дифференцированному, успешно обнаруживаемому (у детей 11 лет). Качественный скачок в развитии понимания обмана выявлен при сравнении результатов 5- и...
|
|
|
|
|
Психологические эффекты дельфинотерапии
Деельфинотерапия - сравнительно новое направление нетрадиционной медицины и психотерапии; особенно ценные результаты она дает при работе с детьми, больными ДЦП, синдромом Дауна, детским аутизмом. Дается обзор работ по дельфинотерапии за рубежом и информация о результатах, полученных авторами в "Утришском дельфинарии" Москвы.
|
|
|
|
|
Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности
Проведена межкульльтурная адаптация рисуночного теста Сильвер. Определены нормативные показатели для разных возрастных групп. Показаны надежность и валидность теста, возможность его применения для оценки когнитивно-интеллектуальных факторов креативности и выявления детей и подростков с повышенной враждебностью и агрессивностью.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование идентичности у детей постсоветских эмигрантов в США
Исследование направлено на поиск и апробацию многоуровневой концепции идентичности субъекта. Объект качественного анализа - сценарии социализации детей постсоветских эмигрантов в США. Культурологическое понятие "сценарий" наполняется психологическим содержанием, фиксирует идентичность участников взаимодействия, предельно выраженную в модальности эмоционального переживания Я. Идентичность, в свою очередь, определяет восприятие и оценку событий и людей. Поводом для кризиса идентичности на модальном уровне является неизбежное столкновение сценариев социализации детей, типичных для американского...
|
|
|
|
|
Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих психологов
Рассматривается проблема формирования ценностно-смыслового отношения студентов педвузов к психологическому знанию. Данный процесс выступает в качестве важного и неотъемлемого звена в становлении профессиональной психологической компетентности будущих педагогов. Он включает ряд этапов и реализуется при определенных психологических условиях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку
Статья посвящена изучению структуры и динамики родительского отношения. Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой — является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало). Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр. Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной...
|
|
|
|
|
Показано: 1 - 20 из 110
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец |