Сотрудничество дошкольника со взрослым и со сверстником как возможность свершения акта развития

Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

В культурно-исторической психологии процесс социализации определяется как присвоение индивидом культурного опыта и средств овладения, как своим поведением, так и средств приобщения к определенной культурно-исторической ситуации, в которой он находится. Вхождение человека в культуру осуществляется через «другого», посредством обнаружения Идеи [1], в значимой для каждого возраста деятельности.

Процесс сотрудничества, как один из способов совместного действия и модель опосредования, понимается в психологии по-разному.

Во-первых, понятие «сотрудничество» в культурно-исторической психологии используется как синоним совместной деятельности, взаимодействия, кооперации и рассматривается в контексте проблемы обучения и развития как форма организации учебного процесса, в результате которой у участников формируются такие способности как осознанность, критичность и рефлексия (В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман). При этом сотрудничество понимается как форма организации процесса взаимодействия, отличающаяся от других форм включенностью и заинтересованностью участников, распределением «ролей» и заведомо имеющей продуктивный результат (если результата нет, то и сотрудничества не было).

Во-вторых,  в онтогенезе сотрудничество рассматривается как форма общения взрослого и ребенка, определяющая содержание их взаимодействия в раннем возрасте (деловое сотрудничество), направленная на открытие и освоение ребенком способов действия с предметом (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).

Эти два подхода объединяет то, что сотрудничество здесь понимается в широком смысле слова как форма совместного действия, организуемая и контролируемая взрослым из вне и результатом которого является получение совместного продукта деятельности (сотрудничество как совместный труд субъектов действия). Но действовать вместе ещё не значит сотрудничать, т.е. действовать совместно для получения совместного результата; для этого необходимо одинаковое видение наличной ситуации и определение себя как субъекта, позиционирующего определенную точку зрения, посредством действия в определенном субъектами пространстве, заданным образом, моделью самой наличной ситуации. Необходимо, чтобы каждый из участников совместного действия понимал: что он делает; понимал не только ту конкретную операцию, за которую он отвечает в процессе достижения результата, но и саму Идею создания и отражения в своей деятельности определенной части действительности.

Идею «особого типа сотрудничества», сутью которого является порождение внутреннего плана действия, сформулировал впервые Д.Б. Эльконин, разрабатывая концепцию совокупного действия. Посредничество (посредническое действие) есть суть способа построения опосредования, это тот процесс взаимодействия, который приобщает человека к культуре, шире – делает его человеком. Опосредование предполагает передачу позиции, способа видения наличной ситуации субъектом взаимодействия при помощи построения образа [2] этой наличной ситуации (Б.Д. Эльконин). При построении образа  происходит отображение, усиление и возвращение того «внутреннего» содержания, в котором заключена Идея деятельности и самого способа действия, открытие и присвоение которой обуславливает свершение акта развития, присвоения определенного элемента культуры, знака и способа овладения своим собственным поведением.

Осознание способа действия достигается с помощью совершения субъектом пробных действий, направленных на создание модели действия, в которой конфликт «реальное – иное» может быть разрешен посредством обнаружения способа действия в нем. Пробные действия открывают субъекту смысл его действий и позволяют не только критический оценивать свои действия и действия партнеров по достижению результат, но и «управлять» [3] ими – происходит осознания себя как субъекта этой деятельности, ребенок становится способен увидеть предмет «глазами другого».

Таким образом понимаемое сотрудничество со взрослым и со сверстником, при котором происходит присвоение способа действия посредством обнаружения Идеи, в узком смысле слова, это модель отражения «внутреннего» содержания предмета, присваимая субъектом в совокупном действии, реализуемая через сообщение другому способа действия (порождение «внутреннего плана» действия.

Мы считаем, что  сотрудничество (как совместная деятельность, результативность которой определяется присвоением Идеи действия и принятием способа действия) впервые в онтогенезе становится доступной ребенку лишь с дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте появляется целостное представление о себе как о субъекте деятельности и впервые для ребенка сверстник открывается как партнер по деятельности. Именно в этом возрасте действия ребенка приобретают такое свойство как обратимость, также ребенок становится способен встать на другую точку зрения, постепенно происходит преодоление эгоцентризма – становление этих способностей субъекта являются предпосылками для возможности осуществления сотрудничества.

Проведенный нами анализ термина «сотрудничество» выявил два способа понимания сотрудничества:

  • в широком смысле слова,  сотрудничество – это форма совместного действия, организуемая, контролируемая взрослым и применяемая как в процессе обучения, так и в других видах деятельности (игровой, трудовой, творческой и т.д.) в любом возрасте и  определяющаяся получением практического результат (совместный труд);
  • в узком смысле слова, это модель отражения «внутреннего» содержания предмета, присваимая субъектом в совокупном действии, реализуемая через сообщение другому способа действия (порождение «внутреннего плана» действия), которая впервые в онтогенезе становиться доступной, начиная с дошкольного возраста. Такое понимание дает возможность исследовать процесс сотрудничества ребенка со взрослым и со сверстником с помощью экспериментально-генетического метода, разработанного Л.С. Выготским и говорить о сотрудничестве, как о способе совместного действия, являющимся возможностью свершения акта развития и, следовательно, одним из аспектов процесса социализации личности. 


1. В гегелевской философии «идея» выступает в пульсации взаимопереходов мысли и мыслимого. Идея - динамическая форма единства субъективного и объективного – мысли мыслимого (В.А. Петровский). Идеальное есть поэтому не что иное, как форма вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке, в виде формы его активной деятельности (Э.В. Ильенков).

2. «Образ» (модель) действительности не копия, не зеркальное отражение, а отношение образа и действительности (Д.Б. Эльконин).

3. Под «управлением» нами понимается критическая деятельность субъектов сотрудничества, направленная на расширение поля образа действия, содержащего Идею, и координацию действий. «Контроль не по конечному продукту, а за процессом выполнения действий» (Д.Б. Эльконин). 

Смотрите также:

Статьи