Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников
|
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.).
В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Такая трактовка коммуникативных способностей предполагает использование понятия «нормативной ситуации» (Н. Е. Веракса). Н. Е. Веракса определяет нормативную ситуацию как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта.
Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.
Цель нашего исследования состояла в разработке методического инструментария, позволяющего выявить уровень коммуникации ребенка старшего дошкольного возраста с другими людьми. Методический инструментарий включал анкету для воспитателя и набор диагностических методик для детей 5-6 лет. Анкета состояла из 10 вопросов, направленных на оценку способности детей старшей и подготовительной к школе групп к позитивному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях: на занятиях, в играх, в быту. Диагностические методики выявляли уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения к ним.
Разработанный подход включает три аспекта коммуникативных способностей: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие; коммуникации со взрослыми и коммуникации со сверстниками. Указанная структура соответствует сложившейся психолого-педагогической практике, в которой традиционно различаются две сферы коммуникации ребенка - со взрослыми и со сверстниками.
Апробация методического инструментария была проведена в трех старших и трех подготовительных к школе группах различных дошкольных учреждений г. Москвы. Всего в обследовании приняли участие ребенка (47 детей пятилетнего возраста и 47 детей шестилетнего возраста).
По результатам анкетирования и диагностического обследования, во-первых, обнаружилась положительная динамика развития коммуникативных способностей детей от старшей к подготовительной группе детского сада. Во-вторых, уровень развития способностей детей в сфере общения и взаимодействия со взрослыми оказался выше, чем в сфере взаимодействия и общения со сверстниками.
В целом материалы обследования подтвердили возможность выявления уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников с помощью предложенного методического инструментария.
Указанная структура коммуникативных способностей отражается в полученных результатах, что подтверждает адекватность предложенного подхода.
Разработанный методический инструментарий позволяет определять возрастную динамику развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также осуществлять направленные психолого-педагогические воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей развития данного вида способностей у ребенка.
Статьи
- Влияние «значимого другого» на формирование образа «идеального» сверстника
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников Психологического института
Вопросы психологии, 2004, №2. - Дошкольник в современном мире
Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23-26 мая 2006 года в г. Казани) - Исследование общения дошкольников со сверстниками
Вопросы психологии, 1988, №2, с.167. - Малые группы как средство социализации ребенка
2 часть, М., 2005. - 560 с. - О контактах со сверстниками
Журнал «Дошкольное воспитание», 1990г., №11, стр. 40-46 - Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной
Вопросы психологии, 1996, №6, с.76. - Психологические особенности современных детей дошкольного возраста
Международная юбилейная научная конференции «Наука о детстве и современное образование», посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 года. - Развитие взаимодействия в процессе конструктивных игр у дошкольников с нормальным и сниженным интеллектом
М., 2005. - Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса
журнал "Психологическая наука и образование", 2005. №2 - Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте
Вопросы психологии,1996,№3. - Сотрудничество дошкольника со взрослым и со сверстником как возможность свершения акта развития
Материалы Международной конференции «Пятые чтения памяти Л.С.Выготского. Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации».15 - 17 ноября 2004 г. (в печати изд. РГГУ) - Социализация детей в современной русской семье
3 часть., М.,2005 - Социальная компетентность как показатель готовности старших дошкольников к систематическому обучению
Тезисы Международной Конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы» МГППУ, г. Москва, 3-4 октября 2006 года - Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире
Вопросы психологии, 2001, №1 - Ступени общения: от трех до шести.
http://nkozlov.ru