Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






О контактах со сверстниками

Автор: Кошелева А.Д. 
Тип: статья
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

С самого рождения ребенок начинает постепенно осваивать предметное и социальное содержание сложного мира людей, формируя таким образом сферу социального опыта.

Уже в раннем возрасте у ребенка складываются разные типы действий: собственно-социальные, направленные на другого человека, предметные и предметно-орудийные. Маленький человек учится весьма эффективно управлять поведением других людей и лишь значительно позже своим собственным.

Формирование социального опыта взаимодействия со сверстниками начинается уже на втором году жизни. Многие исследователи в этой области рассматривают появление содержательных практических контактов как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие (М. И. Лисина, В. С. Мухина, Т. А. Репина и др.).

Как показали многочисленные наблюдения А. Д. Кошелевой за детьми четвертого года жизни, в свободном общении только их незначительная часть (примерно 1/3) умеет самостоятельно налаживать содержательные и разнообразные контакты друг с другом и поддерживать их некоторое время. У других взаимодействие фактически отсутствует (а когда возникает, диктуется предметной средой), даже если дети находятся рядом. Некоторые дети могут реализовать стремление к контактам со сверстниками только с помощью взрослого. У многих детей еще доминирует ценностное отношение к взрослому, поэтому они эмоционально отчуждены от своих сверстников. 

Специально организованные исследования позволили выявить уровни взаимодействия младших дошкольников друг с другом в ситуациях, когда дети не готовились и не предвидели контактов со сверстником (взрослый просит ребенка передать ровеснику какую-либо просьбу):

Уровни взаимодействия

Поведение ребенка

Реакция сверстника

Уровень личностного взаимодействия

Обращение к сверстнику по имени, прикосновения, активная речь, адекватные эмоции.

Реакция адекватная, но может возникнуть не сразу (часто после тактильного контакта).

Уровень речевого взаимодействия

Неуверенное приближение и неуверенное сообщение о просьбе взрослого; нет тактильных контактов, нет обращения по имени, речь монотонна и тиха.

Реакция, как правило, отсутствует (очень редко ребенок может просто повернуть к говорящему голову).

Уровень физического или предметного действия

Приближение к сверстнику сбоку или со спины, без обращения по имени; поручение передается с помощью физических действий (как правило, подталкиванием), иногда – одно или несколько коротких побуждающих слов.

Как правило, дети подчиняются, но выражают недовольство и даже обиду; некоторые жалуются на сверстника взрослому.

Уровень невыполнения или замены

Отказ с помощью какой-либо отговорки или неуверенная попытка приблизиться к сверстнику без завершения действия  (контакта не происходит).

___

В ходе исследования было замечено, что во время изложения взрослым своей просьбы у детей не возникало отрицательных эмоций, они относились к ней как к привычному предметному действию. Когда же дело доходило до непосредственного контакта со сверстником, настроение детей менялось и часто задание выполнялось на уровне предметного или физического действия (решение задачи с помощью силы).

Таким образом, перед исследователями встала необходимость выработки способов помощи детям в осуществлении контактов со сверстниками.

Процесс практического освоения социального содержания регулируется и направляется двусторонним образом:

  • С одной стороны, от ребенка требуется соблюдение норм поведения, которые задаются извне его ближайшим окружением.
  • С другой стороны, становление процесса взаимодействия обусловливается внутренними предпосылками и возможностями ребенка, благодаря которым он способен отбирать и осваивать нормативное содержание (восприятие и понимание другого человека, внутренняя мотивация, сложившиеся стереотипы оценок и т.д.)

Поэтому одной из важнейших задач педагогов и психологов является поиск путей и средств организации внутреннего плана поведения ребенка при освоении им социального содержания в разных условиях взаимодействия со сверстником.

Эта задача очень непростая, так как:

А) Ребенок – существо активное, находящееся во власти действия;

Б) У ребенка часто предметное содержание заслоняет собой сверстника.

Наиболее адекватные условия для решения данной задачи могут быть созданы только в рамках специально организованной, доступной и привлекательной для ребенка деятельности, то есть в игре. Основной смысл такого рода игр – развертывание социально направленного действия, требующего воображения и подкрепляющегося эмоциональными переживаниями.

А. Д. Кошелевой и ее сотрудниками был разработан комплекс игр, формирующих эмоциональную ориентацию на сверстника:

I группа игр: Элементарные сюжетно-ролевые игры по типу направленного ролевого диалога взрослого с ребенком.

Такая игра организуется взрослым и представляет собой совместную деятельность, при которой партнеры принимают на себя равноправные роли. В ходе игры выявляется уровень ориентации ребенка на партнера и на процесс игрового взаимодействия. Уровни бывают следующие:

Высокий: Поведение ребенка адекватно тому социальному содержанию, которое разворачивалось в процессе игры. Ребенок  охотно налаживает игровое взаимодействие и общение, проявляет адекватный эмоциональный отклик и содействие, если у партнера по сюжету возникают трудности.

Средний: Ребенок вступает в контакт только после длительной паузы, скован, безынициативен; затруднена реализация конкретных игровых способов действий; ребенок ищет поддержку у взрослого; бездействует, придумывает оправдания, если у партнера возникают трудности.

Низкий: Ребенок фактически не вступает в игровое взаимодействие; быстро переходит от социального содержания к предметному; если у партнера трудности – никак не реагирует; усиленная ориентация на себя (с характерными высказываниями), так как не возникает эмоциональная общность.

Описанный феномен эмоциональной отчужденности у таких детей имеет место не только в игровом, но и в практическом взаимодействии.

(В качестве примеров можно привести следующие сюжеты игр: «Встреча», «Падение в воду» и т.д.

II группа игр: Элементарные игры-драматизации.

Цель таких игр – психологическое сближение ребенка с другими персонажами. Удержание роли предполагает перевоплощение в различные образы и развертывание игровых действий в соответствии с характером образа.

В зависимости от средств, с помощью которых взрослый побуждает детей к эмоциональному отклику, такие игры делятся:

II.1 Игры в животных с образно-выразительными средствами описания (стихотворения, считалки, загадки).

Игровые действия сопровождаются словесным описанием, которое помогает исполнителю вжиться в образ. Содержание текста побуждает не только к игровым действиям, но и к элементарному взаимодействию друг с другом.

(Примеры игр: «Зайка серенький сидит», «Где мы были, мы не скажем», «Гуси белые, гуси серые», «Уточка», «Вороны» и др. игры из сборников Л. Г. Урушадзе, Е. А. Тимофеевой, А. К. Бондаренко)

II.2 Маски животных

С помощью этого средства можно держать партнера в поле внимания.

II.3 Игры с музыкальным сопровождением

Изобразительными или танцевальными движениями передается смысл ситуации.

III группа игр: Центральная.

Такие игры способствуют раскрепощению детей, переключению внимания на сверстников, формированию умения замечать конкретного ребенка, выделять его по одному или нескольким признакам, устанавливать элементарные контакты.

(Примеры игр: «Угадай-ка», «Кто позвал?», «Кто сказал «мяу»?», «Ходит Ваня», «Каравай» и т.д., полученные навыки необходимо закрепить в таких играх, как «Лови мяч»)

IV группа игр:

Выполняют не только формирующую, но и контрольную функцию. Способствуют формированию устойчивого интереса к сверстнику, умения сосредотачивать внимание на неблагоприятных для него ситуациях, стимуляции поиска возможных способов выхода из них. Выделяют следующие подгруппы:

IV.1 Игры на воображение

Это модифицированный вариант известных подвижных игр. Их специфика заключается в том, что нравственный подтекст открывается перед ребенком лишь в процессе игры. Задача взрослого на этом этапе – направить внимание ребенка на сверстника.

Такие игры развивают элементарное предвиденье развития ситуации, предвосхищение эмоционального состояния сверстника на основе результатов.

IV.2 Игры с изменением характера хорошо известного персонажа (заключительный, контрольный этап – позволяет подвести итог всей работе)

Игры могут опираться на сюжеты известных русских народных сказок. Взрослый по ходу игры меняет характер того персонажа, которого он играет. Происходит отход от известного стереотипа поведения. Ребенок должен самостоятельно разрешить новую ситуацию (необходимо посмотреть, изменилось ли отношение ребенка к персонажу). Таким образом, эти игры показывают возможности ребенка к переориентации.

(Примеры: «Теремок», «Зайкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Дрозд», «Снегурушка и Лиса» и др.)

Главными условиями проведения и содержанием всех вышеописанных игр должны быть:

  • ориентация на партнера;
  • адресованные действия.

Аннотацию выполнила студентка группы ПОВ IV.1 Волкова Ю. А.

Смотрите также:

Книги

Новости психологии

27.11.2019 13:11:00

Детский психолог. Советы психолога родителям.


22.11.2019

День психолога в России


15.11.2019

Спецпроект «Обмен жизнями» интегрировал блогеров в мир "Со-единения"



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика