Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Социализация детей в современной русской семье

Автор: Малявина С.С. 
Рубрика:  Дошкольники 
Ключевые слова:  социализация  семья 
Версия для печати

Среди богатого и своеобразного культурного наследия русского народа важное место занимают традиции, связанные с социализацией детей в семье. Культура народа накладывает отпечаток на семейный уклад жизни, а через него на процесс вхождения детей в мир взрослых. Отношения, возникающие внутри семьи, оказывают значительное влияние на личностное развитие ребенка. Поэтому семья, как важнейшее звено в социализации ребенка, представляет особый интерес для этнопсихологического исследования.

Поскольку культурные традиции семейного воспитания складывались веками, в педагогической культуре родителей воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Они (культурные традиции) представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений, выработанные данной культурой. Именно в культурных традициях семейного воспитания находят отражение правила межличностного взаимодействия, которые передаются от родителей к детям. Таким образом, в культурных традициях народа закрепляются законы социального взаимодействия, на которые опираются взрослые члены семьи в процессе социализации детей.

В данной статье мы предпримем попытку выявить культурно специфические черты процесса социализации детей в современных русских семьях. Изучение особенностей социализации детей в современной русской культуре и роли семьи в этом процессе — чрезвычайно важная и трудная задача, решить которую в рамках одного исследования не представляется возможным, слишком многие факторы и условия влияют на этот процесс. Поэтому задачу нашей экспериментально-психологической работы мы ограничим выявлением особенностей социализации русских детей дошкольного возраста и определением специфической роли современной семьи в этом процессе.

Изучение особенностей социализации детей в современных русских семьях стало частью проекта «Кросс-культурное исследование семейной социализации детей дошкольного возраста (на материале трех национальных групп Республики Мордовия)», выполняемого нами при поддержке РГНФ. В данной публикации нашли отражение первые результаты предпринятого нами исследования.

Прежде чем приступить к сравнительному анализу особенностей социализации детей в русских, мордовских и татарских семьях мы провели анализ этой проблемы в каждой национальной группе отдельно. При этом объектом изучения стали семьи, в которых оба родителя принадлежат к одной национальной группе. В данной статье мы представим анализ особенностей социализации детей в современной русской семье. Предваряя описание полученных результатов, отметим, что исследование будет продолжаться, будет увеличиваться выборка испытуемых, возможно, впоследствии результаты будут несколько скорректированы.

В целом, реализация данного исследовательского проекта включает в себя решение нескольких исследовательских задач. Во-первых, исследование особенностей социальной среды, в которой воспитываются дети дошкольного возраста. Для решения данной задачи было проведено анкетирование родителей, с помощью которого изучались факторы, оказывающие влияние на процесс социализации детей в семье: структура семьи и ее социально-экономическое положение, образование и основное занятие родителей, доминирующий язык семьи, доминирующий тип воздействия на ребенка, наличие или отсутствие противоречий между родителями по вопросу воспитания ребенка, интересы ребенка и др.

Во-вторых, собственно изучение особенностей социализации детей дошкольного возраста в современных русских семьях. Решение данной задачи осуществлялось посредством диагностики детско-родительских отношений и с позиции взрослого, и с позиции ребенка. Однако, в рамках данной статьи будет представлен анализ детско-родительских отношений только с позиции взрослого, так как объем данной публикации не позволяет детально рассмотреть оба аспекта проблемы.

Итак, в течение 2004-2005 гг. в г. Саранске, селах и поселках Бол. Березниковского, Кадошкинского, Лямбирского, Чамзинского районов Республики Мордовия всего было обследовано 314 семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста. Из них выделено 73 семьи, в которых оба родителя русской национальности. В каждой семье опрашивался только один из родителей. Анкету и опросник предлагалось заполнить маме, чтобы максимально унифицировать полученные ответы. В связи с этим 98% всех респондентов — мамы. В 2% случаях ответы давались другими членами семьи (отец, бабушка).

Возраст детей, родители которых приняли участие в обследовании, варьировался от 4 до 7 лет. Из них 43,7% — мальчики, 56,3% — девочки; 81,9% проживают в городской, 18,1% — в сельской местности. В этой группе 75% детей воспитываются в полных семьях, 25% — в неполных семьях (то есть только одним из родителей). Все дети из неполных семей, принявшие участие в обследовании, воспитываются мамой.

Таким образом, отмечаем, что среди современных русских семей достаточно высок процент неполных семьей. Каждый четвертый ребенок, из обследованных нами, воспитывается одним из родителей (как правило — мамой) и лишен, в большей или меньшей степени, воспитательного влияния отца. Социализация этих детей уже с дошкольного возраста характеризуется некоторой неполноценностью: у них отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной, на который могли бы ориентироваться в будущем.

Практически две трети обследованных нами русских семей, живущих на территории республики, а именно 62,5% являются нуклеарными, то есть семьями состоящими их двух поколений — родителей и детей. Следовательно, большинство детей, охваченных в исследовании, воспитываются в условиях нуклеарной семьи. Воспитательное влияние бабушек и дедушек в семьях такого типа значительно снижено. Одна треть семей, изученных нами в ходе исследования, а именно: 37,5%, от общего числа опрошенных являются большими семьями, то есть семьями, состоящими из нескольких поколений родственников, живущих в одном доме. Соответственно, бабушки, дедушки и другие родственники оказывают гораздо больше воспитательного воздействия на ребенка.

Только у 25% обследованных нами дошкольников из русских семей есть брат или сестра; 75% детей воспитываются «в одиночестве». Это значит, что примерно каждый четвертый из современных детей имеет брата или сестру. Большинство детей воспитываются в окружении взрослых и практически лишены полноценного общения со сверстниками. Конечно, дети имеют возможность общаться со сверстниками в детском саду, на прогулках, но свободное время дома ребенок чаще всего предоставлен сам себе, особенно в нуклеарной, в том числе и благополучной семье.
Очевидно, что современная русской культура относится более терпимо к нестандартным семьям. В то время как в традиционной русской культуре неполная семья являлась скорее исключением, так как женщина была не в состоянии содержать семью, которой был необходим кормилец в лице мужчины — отца.

В современной русской культуре значительно возрос процент неполных семей. Развод и рождение ребенка вне брака в современной русской культуре уже не являются аномальными явлениями. К тому же значительно уменьшилось количество семей, где совместно живут несколько поколений родственников. Постепенно утрачивается традиция «большой» семьи с несколькими поколениями и главой.

Большинство, современных русских детей воспитываются в условиях нуклеарной семьи, в непосредственном взаимодействии с родителями. Другой характерной особенностью современной русской семьи является воспитание только одного ребенка. Возможно это обусловлено современной экономической ситуацией, но, тем не менее, социализация большинства современных детей дошкольного возраста протекает в условиях отсутствия важной сферы межличностного взаимодействия со сверстниками — взаимодействия сиблингами (братьями и/или сестрами).

Традиционная русская семья отличалась большим количеством детей, где старшие присматривали за младшими, «примеряя» к себе роль взрослого воспитателя. Современные дети, будучи окружены только взрослыми членами семьи не «взрослеют» достаточно долго.

С целью изучения социально-экономического положения современных русских семей, родителям было предложено выбрать один из пяти вариантов ответа: намного ниже среднего, ниже среднего, среднее, выше среднего, намного выше среднего. Ответы родителей распределились следующим образом: 68,7% родителей полагают, что уровень социально-экономического положения их семьи можно охарактеризовать как «средний»; 22,4% родителей выбрали показатель «ниже среднего»; 7,5% родителей считают, что наиболее точно уровень экономического благосостояния их семьи характеризуется показателем «выше среднего» уровня; 1,5% обследованных семей охарактеризовали состояние своей семьи как «намного ниже среднего»; ни один родитель, из обследованных, не выбрал ответ «намного выше среднего».

Социально-экономическое положение современных русских семей в нашей республике, по мнению самих респондентов, можно охарактеризовать как «среднее», но с некоторым перевесом в сторону «ниже среднего». Нам кажется, что, с одной стороны, такая оценка отражает действительный, объективный уровень благосостояния обследованных семей, но с другой стороны, отчасти свидетельствует о возрастающих экономических потребностях семьи в современном обществе.

Если в русской традиционной семье прошлых веков, сытые дети были высшей ценностью для родителей, то для современных родителей этого недостаточно, они хотят дать детям больше, и соответственно более требовательно относятся к своим возможностям. Может быть, именно этим объясняются несколько субъективно сниженные оценки их собственного экономического благополучия.

В рамках нашего исследования мы пытались выявить основные интересы современных русских детей дошкольного возраста с позиции взрослых членов семьи. Для решения этой задачи мы предложили родителям ответить на вопрос: «Какие интересы у Вашего ребенка». Были предложены варианты ответов: настольные игры; машинки; куклы; компьютер; электронные игры; конструктор; лепка; рисование; танцы; пение; спорт, игры; ТВ, видео; другое. Родители не были ограничены в количестве выборов, среднее количество выборов варьировалось от четырех до семи, поэтому выявленные нами количественные результаты исследования в общей сумме не дают 100%. Ответы родителей распределились следующим образом: среди предпочитаемых интересов своих детей родители назвали рисование (68,3%), настольные игры (51,2%), ТВ, видео (48,8%).

Анализ интересов современных детей-дошкольников выявил их значительную заинтересованность статичными видами деятельности (рисование, настольные игры, ТВ, видео), что не может способствовать гармоничному, здоровому развитию ребенка. По-видимому, это обусловлено современными условиями жизни: нуклеарная семья, имеющая одного ребенка, где взрослые члены семьи большую часть времени заняты различными делами, часто оставляет ребенка в одиночестве. Тогда он (ребенок), не имея возможности самостоятельно, без контроля взрослых общаться со сверстниками, вынужден искать и находить развлечения для себя одного.

Что касается разрешений и запретов, принятых в семьях, 56,1% опрошенных родителей отметили, что в их семьях имеются противоречия по поводу разрешений и запретов ребенку, а 43,9% родителей наличие подобных противоречий отрицают. Наличие в половине семей подобных противоречий, по нашему мнению, требует специального анализа. С одной стороны, противоречия между родителями по вопросу воспитания ребенка являются закономерными. Два взрослых человека (муж и жена), имеют неодинаковый личный опыт, они воспитывались в семьях с разными педагогическими традициями. Соответственно, между ними могут и будут возникать расхождения по вопросу воспитания ребенка. Отметим кстати, что возникающие в данном случае противоречия могут стать движущими силами формирования новой семейно-педагогической традиции. С другой стороны, если родители не находят внутренних сил позитивно решать возникающие противоречия, процесс социализации детей в семье из планомерного и поступательного превращается в стихийный. Это вредит и личностному развитию ребенка, и нарушает межличностные отношения в семье.

На вопрос «Чем Вы чаще воздействуете на ребенка?» родителям предлагалось три варианта ответов: поощрение, внушение или наказание. Родители могли выбрать любое количество ответов. В основном опрошенные выбирали по одному, иногда — два ответа. Этим объясняются выявленные нами количественные результаты исследования, которые в совокупности превышают 100%. Основная масса обследованных родителей (85,4%) наиболее применимым средством воздействия на ребенка называют внушение. Поощрение и наказание как часто используемые средства воздействия на ребенка выбирают равное количество родителей в русских семьях по 14,6%. Итак, наиболее популярным и социально одобряемым средством воздействия на ребенка современные родители считают вербальное воздействие, а именно внушение.

На вопрос «С кем чаще, охотнее общается ребенок?» родители имели возможность назвать одного или нескольких членов семьи, в связи с этим выявленные нами количественные результаты исследования в общей сумме также не дают 100%. Ответы родителей распределились следующим образом: 72,5% респондентов назвали маму, 32,5% — папу, 10% опрошенных назвали бабушку, 7,5% — дедушку, 7,5% — брата или сестру.

Следовательно, по мнению родителей, ставших участниками исследования, среди членов семьи чаще других доминирующее воздействие на ребенка оказывает мама, так считают 75,6%. 14,6% родителей считают, что с наибольшим интересом ребенок общается с папой. Одинаковое количество современных русских родителей по 4,9% полагают, что их дети из всех членов семьи охотнее общаются с бабушкой или дедушкой. Эта тенденция в распределении ответов соблюдается и при ответах на вопрос о том, кому чаще жалуется ребенок маме — 77,5%; папе — 12,5%; бабушке жалуются 7,5% детей, дедушке — 2,5%.

Аналогичным образом, с незначительными отклонениями распределились ответы на вопрос «С кем чаще делится впечатлениями?» Мнения родителей — участников эксперимента по этому вопросу распределились следующим образом: с мамой делятся впечатлениями 82,5%; с папой — 4,9%; с бабушкой 9,8%; с дедушкой — 2,4% обследованных детей дошкольного возраста, воспитывающихся в русских семьях.

Исследование общения ребенка с членами семьи обнаружило, что наиболее часто по самым разным вопросам ребенок общается к маме. Именно мама является основным, самым значимым взрослым для детей дошкольного возраста. В русской семье с подобными вопросами ребенок обращается и к другим членам семьи: папе, бабушке, дедушке (в порядке уменьшения значимости по результатам анкетирования), но значительно реже. Однако, если учитывать что 98% анкет заполнено мамами (это было одним из условий обследования), можно предположить, что роль других членов семьи несколько выше, чем это отражено в результатах, представленных в статье. Лидирующая роль мамы в процессе социализации ребенка — дошкольника, тем не менее, остается очевидной. Это соответствует традиционным представлениям о социализации детей дошкольного возраста отраженных в русской культуре.

Анализ особенностей социальной среды, в которой воспитываются дети дошкольного возраста из русских семей в Республике Мордовия, позволил нам сделать следующие выводы. В современной русской культуре (по сравнению с традиционной) значительно возрос процент неполных семей. Если в традиционной культуре неполные семьи были нетипичным явлением, связанным чаще со смертью одного из родителей, то в современном мире, неполная семья не исключение, а скорее закономерность. В современной русской культуре развод и рождение ребенка вне брака становятся нормой. Если в традиционной культуре каждый взрослый член общества чувствовал себя обязанным ориентироваться на правила и нормы социума, то в современной мире человек имеет большую свободу выбора (не устраивают отношения в браке, решение проблем — развод). С одной стороны, это дает большую свободу взрослому человеку, если отношения в семье не складываются, их можно разорвать. С другой стороны, подобная позиция мешает гармоничному существованию как взрослых членов этой семьи, так и детей. Не видя перед собой образца межличностного взаимодействия, маловероятно, что ребенок сможет построить гармоничные супружеские отношения сам в будущем.

Если в традиционной русской культуре основным типом семьи была большая семья, в которой совместно живут несколько поколений родственников, то для современного общества это не характерно. Современные русские дети чаще воспитываются в условиях нуклеарной семьи, в непосредственном взаимодействии с родителями. Кроме того, типичным для современных русских семей стало рождение только одного ребенка. А значит, социализация детей в рамках межличностного взаимодействия со сверстниками, теряет очень важную сферу — общение и взаимодействие ребенка с сиблингами (братьями и/или сестрами). Отношения, возникающие между сиблингами, дают ребенку опыт, который невозможно заменить отношениями между ним и родителями.

Соответственно, и основные интересы современного ребенка-дошкольника вращаются вокруг видов деятельности, которые ребенок может организовать сам, без участия партнера, взрослого и сверстника.
В современной русской семье, как и в традиционной, самое важное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает мама. С ней он общается чаще, чем с другими родственниками, с ней делится впечатлениями.

Таким образом, в современной русской семье отчасти сохранены культурные традиции по вопросу социализации детей, отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими в нашей социокультурной формации.
Перейдем к анализу непосредственно родительского отношения (далее по тексту РО) к детям в современных русских семьях. Для диагностики отношения родителей к своим детям использовался опросник родительского отношения (далее по тексту ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина. РО понимаются этими авторами как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [1].

Данная методика позволяет выявить пять показателей, характеризующих отношение родителей к детям: специфика эмоционального отношения к ребенку (шкала «Принятие — отвержение»); социально желательный образ родительского отношения (шкала «кооперация»); межличностная дистанция между родителями и ребенком (шкала «симбиоз»); форма и направление контроля за поведением ребенка (шкала «гиперсоциализация»); особенности восприятия и понимания ребенка родителями (шкала «инфантилизация»).

Для анализа особенностей проявления каждой из этих характеристик РО авторами методики была подобрана система вопросов, разработаны тестовые баллы, выявлены процентильные ранги (далее по тексту—ПР).

Все тестовые баллы и соответствующие им ПР мы разделили на три уровня выраженности показателей РО: высокий, средний, низкий. Например, по шкале «Симбиоз» мы выделяли высокий, средний и низкий уровни симбиотической связи родителя с ребенком. Так как некоторые шкалы полярны, например, шкала принятие / отвержение, высокий уровень для одного полюса шкалы, одновременно являлся низким уровнем для противоположного полюса. Кроме этого, мы фиксировали средние арифметические баллы и моду (то есть значение наиболее часто появляющееся в наборе данных) по каждой шкале. В соответствии с этими уровнями мы и будем анализировать специфику РО в современных русских семьях.

Теперь раскроем содержание характеристик РО, выделенных этими психологами и полученные нами результаты.
Шкала «Принятие / отвержение» выявляет особенности эмоционального отношения родителей к ребенку. Отношение к детям у родителей, набравших низкий тестовый балл по данной шкале, характеризуется максимальным эмоциональным принятием родителями своего ребенка. Эти родители воспринимают своего ребенка таким, какой он есть, с уважением относятся к его интересам и планам, относятся к нему как к полноценной самостоятельной личности. Противоположный полюс этой шкалы является показателем эмоционального отвержения родителями своего ребенка. Родители, набравшие высокий тестовый балл по данной шкале воспринимают ребенка как неприспособленного, неуспешного, неудачливого, испытывают к нему досаду, раздражение, обиду. Такое отношение к ребенку, по мнению авторов, часто коррелирует с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, иногда полным попустительством по отношению к нему Конечно, такая крайняя позиция встречается редко, в нашем исследовании мы обращали внимание на степень приближения РО к этому полюсу шкалы.

По шкале «Принятие — отвержение» нами были получены следующие результаты: 31,9% всех обследованных родителей набрали от 0 до 9 баллов (от 0 до 31,01 по шкале ПР). Отношения с детьми этой группы родителей характеризуются низким уровнем эмоционального отвержения, и соответственно, высоким уровнем принятия своего ребенка.

Около половины русских родителей (47,2% всех обследованных) набрали от 10 до 11 баллов, что соответствует 53,79-68,35 по шкале ПР. Отношение к детям у этих родителей характеризуется средним уровнем принятия / средним уровнем отвержения.

Ответы 20,8% русских родителей, принявших участие в исследовании по тестовой шкале набрали от 12 до 32 баллов, что соответствует 77,21-100 ПР. Отношение этих родителей характеризуется высоким уровнем отвержения / низким уровнем эмоционального принятия своих детей. Средний арифметический балл и мода выявленные по шкале «Принятие — отвержение» равняется 10 (ПР 53,79).

Результаты, полученные по данной шкале, свидетельствуют о том, что для большинства родителей в русских семьях, свойственно теплое эмоциональное отношение к своим детям, принятие их личностной позиции, их интересов, что в целом отражает нормальное, естественное отношение любящих родителей к своим детям и подтверждает идею, сформулированную австрийским культурантропологом И. Эйбл-Эйбесфельдом. Изучение зависимости межличностных отношений, а также особенностей социализации от специфики культуры на материале народов Африки, Южной Америки, Новой Гвинеи привело его к пониманию того, что у всех народов (агрессивных и воинственных, так же, как и у миролюбивых, доброжелательных) процесс социализации детей протекает в обстановке любви и заботы. И. Эйбл-Эйбесфельд установил, что доброжелательное отношение к детям является необходимым условием формирования полноценного члена и воинственного, и пацифистского общества. В любом обществе, как подчеркивает И. Эйбл-Эйбесфельд, ощущая заботу и любовь со стороны общества (в первую очередь, со стороны семьи), ребенок испытывает аналогичное чувство к социуму, он идентифицирует себя с членами группы, принимает правила поведения и законы своего общества [3].

Шкала «Кооперация» отражает социально желательный образ родительского отношения, выявляет степень заинтересованности родителями в делах и планах своего ребенка. Родители, набравшие высокий тестовый балл по данной шкале, всегда и во всем стараются помочь ребенку, сочувствуют его переживаниям, высоко оценивают его интеллектуальный и творческий потенциал, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность, с уважением относятся к мнению ребенка.

Высокий тестовый балл по данной шкале 9 (ПР 80,33) набрали 52,8% обследованных родителей. Средний уровень кооперации с ребенком (7— 8 тестовых баллов / 31,19 - 48,82 по шкале ПР) проявили 34,7% родителей, принявших участие в исследовании. Низкий уровень социально желательного образа родительского отношения к ребенку обнаружился У 12,5% обследованных родителей, они получили от 0 до 7 баллов (от 1,57 до 31,19 ПР). Отметим, что средний арифметический балл по шкале «Кооперация» равняется 8 (ПР — 48,82); мода —9 (ПР 80,33). Таким образом, подавляющее большинство современных русских родителей, имеющих детей-дошкольников, стремится соответствовать социально желательному образу родительского отношения, содействовать и помогать ребенку в его планах и начинаниях.

Шкала «Симбиоз» позволила выявить межличностную дистанцию в общении родителей с ребенком. По мнению разработчиков, общение родителей, набравших высокий тестовый балл по данной шкале, характеризуется стремлением к близким, симбиотическим отношениям с ребенком. Такие родители часто ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным. Родители, набравшие высокий тестовый балл по данной шкале, ощущают себя с ребенком единым целым, они стремятся удовлетворить все его потребности, стараются оградить от трудностей и неприятностей жизни.

Ответы родителей по данной шкале распределились следующим образом: высокую степень симбиотической связи продемонстрировали 48,6% русских родителей (5-7 тестовых баллов или 86,63-96,65 ПР). Средний уровень межличностной дистанции в общении родителей с ребенком обнаружился у 29,2% респондентов (3-4 тестовых баллов или 57,96—74,97 ПР). Низкий уровень по данной шкале отмечен у 22,2% опрошенных (0—2 тестовых баллов или 4,72—39,06 ПР). Средний тестовый балл и мода по шкале «Симбиоз» равняется 4 (ПР 74,97); мода — 5 (ПР — 86,63).

Итак, высокая симбиотическая связь родителей с ребенком, выявлена практически у половины опрошенных русских родителей, что свидетельствует о гипертрофированной тревожности родителей о ребенке, неадекватном занижении его возможностей. Возможно, это обусловлено наличием в большинстве современных семей только одного ребенка, на которого выливается весь запас любви и заботы, имеющийся у родителей. Однако, подобная гиперсимбиотическая связь родителей с ребенком может стать помехой в становлении его как самостоятельной личности.

В то же время каждый пятый опрошенный нами родитель стремится к дистантным отношениям с ребенком. Родители, использующие такую стратегию в отношениях с ребенком, сознательно отгораживаются от него, представляя ему возможность быть самостоятельным. По-видимому, родители, действующие подобным образом, полагают, что именно такое отношение способствует формированию сильной личностной позиции их ребенка.

Следующий показатель РО, диагностируемый этой методикой — «гиперсоциализация» — выявляет форму и направление контроля за ребенком, осуществляемого родителями. Высокий тестовый балл по данной шкале свидетельствует об авторитарном отношении родителей к ребенку. Такие родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, жестко контролируют жизнь ребенка, стараются навязать ему свою волю, свое «правильное» понимание мира. Они пристрастно следят за социальными достижениями ребенка и требуют от него социальной успешности.

Ребенок для таких родителей представляет собой продолжение их собственной жизни.

Ответы по данной шкале распределились следующим образом: авторитарная гиперсоциализация свойственна 54,2% респондентов (5-7 тестовых баллов или 83,79—100 ПР). Средний уровень по данной шкале продемонстрировали 36,1% опрошенных родителей (3-4 тестовых баллов или 53,76-69,30 ПР). Отсутствие авторитарного отношения к ребенку показали ответы только 9,7% обследованных (0-2 тестовых баллов или 4,41-32,13 ПР). Средний арифметический балл по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» равняется 5 (ПР — 83,79); мода — 4 (ПР — 69,30).

На основе полученных данных можно утверждать, что важной характеристикой РО в современной русской семье является гиперсоциализация, гиперопека, авторитарное отношение родителей к детям, без учета их интересов и желаний.

Возможно, подобное отношение родителей к своим детям отчасти обусловлено ответственностью родителей перед обществом за своего ребенка, существовавшей в традиционной русской семье и нашедшей отражение в русской культуре, в виде пословиц и поговорок: «Валяй дети: отец в ответе. Кормил до усов, корми и до бороды» [2]. Очевидно, большинство тестируемых считают, что ответственность за ребенка перед обществом требует от родителя контроля над ним.

Но, с другой стороны, эта тенденция, проявляющаяся более чем у половины родителей-респондентов, может свидетельствовать о проблемах внутри семьи и не только. Подобное родительское отношение может привести либо к разрыву между поколениями в будущем, когда дети вырастут, либо к полному подавлению личностного начала в ребенке.

И, наконец, еще одна характеристика РО — инфантилизация, раскрывающая особенности восприятия и понимания родителями ребенка. Высокий тестовый балл по данной шкале является показателем того, что родители воспринимают своего ребенка как «маленького неудачника», приписывают ему личную и социальную несостоятельность, инфантилизируют его. Родители, набравшие высокий тестовый балл по этой шкале, видят ребенка младше его реального возраста. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им детскими, несерьезными. В РО это проявляется в стремлении оградить ребенка от трудностей жизни и строгом контроле его жизнедеятельности.

По результатам нашего исследования высокий тестовый балл по шкале «Инфантилизация» набрали 20,8% опрошенных родителей (4-8 тестовых баллов или 93,04-100 ПР). Средний уровень восприятия детей без учета их реальных возрастных возможностей, продемонстрировали 55,6% респондентов (2-3 тестовых баллов или 70,25-84,81 ПР). Практически отсутствие подобного отношения к детям было выявлено у 23,6% русских родителей. Средний арифметический балл и мода по шкале «Инфантилизация» равняется 2 (ПР 70,25).

Таким образом, каждый пятый родитель ребенка-дошкольника воспринимает своего ребенка как несамостоятельного, не готового к самостоятельному, без помощи взрослого, решению даже детских проблем. Такие родители считают правильной воспитательной стратегией максимальное ограждение ребенка от жизненных трудностей.

Полученные результаты опроса родителей, на предмет выявления особенностей родительского отношения, характерного для современной русской семьи Республики Мордовия, позволили нам сделать первоначальные выводы, которые будут уточняться по мере увеличения выборки испытуемых.

Собирательный образ РО в современной русской семье можно охарактеризовать так:

Отношение к детям современных русских родителей отличается средним, но близким к высокому уровню эмоциональным принятием ребенка. Родители воспринимают своего ребенка таким, каков он есть, с уважением относятся к его интересам и планам. Родители с ярко выраженной заинтересованностью следят за жизнедеятельностью ребенка. Они во всем стараются помочь ему, высоко оценивают его интеллектуальный и творческий потенциал. В современных русских семьях межличностная дистанция в общении между родителями и ребенком очень близка (может быть, чрезмерно близка). Родители ощущают себя с ребенком единым целым, чаще воспринимают ребенка как маленького и беззащитного, не способного к жизни без «родительского крыла». В связи с этим большинство родителей жестко контролирует жизнь ребенка, пристрастно следит за социальными достижениями ребенка, требует от него социальной успешности. Большинство современных русских родителей детей-дошкольников старается оградить ребенка от трудностей жизни, старается контролировать все его действия.

Однако, необходимо учитывать, что в применяемой нами методике «ОРО», возможен высокий процент неискренних, но социально одобряемых ответов. Некоторые утверждения, с которыми следовало либо согласиться, либо их опровергнуть, содержали в себе заведомо «правильные» ответы, которые и выбирали родители. Например, «я всегда сочувствую своему ребенку», «я уважаю своего ребенка», «я испытываю к ребенку дружеские чувства». Но так как авторами методики была разработана система ПР, числовая величина которого показывает, сколько процентов испытуемых получили результат не выше данного респондента, можно предполагать, что аналогичные, социально одобряемые ответы были учтены в расчетах.

Подводя итог исследования РО в современных русских семьях, отметим следующее:

  • современная русская семья значительно отличается от традиционной своей структурой (возросло число неполных семей; сократилось количество больших семей; в большинстве семей воспитывается только один ребенок). В то же время, в современной русской семье, так же как и в традиционной, наиболее важное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает мама. Итак, в современная русская семья в некоторой степени продолжает отражать культурные традиции предков по вопросу социализации детей, но изменяется в соответствии с современными социально-культурными тенденциями;
  • особого внимания заслуживает небольшая группа родителей, ответы которых свидетельствуют о проблемах существующих между поколениями в семье. Это 20,8% обследованных родителей, демонстрирующих высокий уровень отвержения своих детей; 12,5% родителей, обнаруживших низкий уровень социально желательного отношения к детям; 22,2% — практически не имеющих тесную межличностную связь в общении с детьми; 9,7% респондентов, не испытывающих потребность контролировать поведение своих детей. Приближение ответов респондентов к этим крайним полюсам шкал РО, выделенных авторами методики, является тревожным знаком, показателем неблагополучия между родителями и ребенком. Мы полагаем, что данные крайне отрицательные формы РО к детям, по каждой из шкал, выявленные в ходе исследования, не связаны с этнокультурной принадлежностью семьи. Очевидно, следует изучить факторы, влияющие на формирование подобного РО к детям, корреляции, существующие между этими показателями. Решение данной задачи мы планируем осуществить в дальнейшем. Результаты исследований будут представлены в следующих публикациях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореферат диссертации на соискание степени канд. психол. наук. — М., 1987. 25 с.
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. — Йошкар-Ола, 1991. 671 с.
  3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М., 2003. 368 с.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Кросс-культурное исследование семейной социализации детей дошкольного возраста (на материале трех национальных групп Республики Мордовия)», проект № 05-06-06208а.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

05.12.2019

Ведущие рассказали о содержании секций VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития


04.12.2019

Лекция «Зачем идти к нейропсихологу»


27.11.2019 13:11:00

Детский психолог. Советы психолога родителям.



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика