Малые группы как средство социализации ребенка
|
Работа в Малых группах является одним из механизмов стимулирования активности ребенка в процессе социализации и саморазвития, поддержания инициативности в его работе над собой, возможности отслеживать динамику собственного развития.
Необходимым условием для реализации педагогической технологии в Малых группах является создание педагогической развивающей среды соответствующей определенным требованиям.
Для ребенка существование в рамках такой развивающей среды должно являться посильным «вызовом» из-за необходимости соответствия этим требованиям: уважение к личности и внутреннему пространству другого человека; доброжелательность, открытость, умение продуктивно общаться, креативность; направленность на развитие как интеллектуальной, так и практической сфер.
Собрания Малых групп, происходят раз в неделю, здесь дети рассказывают о своих успехах и неудачах в работе над целями, о конкретных ситуациях, в которых не смогли найти верного решения. Нередко дети пытаются разрешить конфликты, возникшие с другими участниками группы, оценивают, насколько успешной была их работа с целями на прошедшей неделе.
Малая группа является более эффективным ресурсом педагогической технологии, если включена в систему ролевого взаимодействия детей и взрослых создающих развивающую среду, в рамках которого предусмотрено изменение социального статуса ребенка в процессе освоения ценностного пространства сообщества. Наличие ролевой иерархии предусматривает ответственность старших товарищей за младших детей, и предполагает некую систему привилегий для каждой группы. Переход из одного ролевого качества в другое связан с успешностью работы ребенка над целями в рамках Малой группы.
Раз в неделю все члены сообщества собираются вместе, объединяя Малые группы. Кураторы рассказывают о работе своих Малых групп, обсуждают результаты и выделяют успехи детей и отмечают те проблемные моменты, на которые следует обратить более пристальное внимание. Таким образом, информация о работе в маленьком коллективе становится известной всему сообществу, а педагогическому коллективу дает возможность отследить общую динамику развития детского коллектива и наметить пути дальнейших исследований.
Для того чтобы ребенок смог обратить внимание на те или иные аспекты своего поведения и отношений с окружающими, а затем самостоятельно оценить личностные изменения и увидеть динамику развития, мы предложили детям обозначить проблемы, актуальные для данного периода времени, и представить желаемый результат работы над собой в виде конкретных целей. Таким образом, ребенок под чутким руководством приемных родителей и куратора получает навыки самовоспитания и моделирования желаемого образа себя.
Практическая реализация технологии работы Малых групп была осуществлена на базе сообщества приемных семей «Китеж», где Малая группа является не просто приемной семьей, но и частью общественной системы, ставящей своей целью облегчение процесса личностного становления ребенка, уход от типичной для сирот «психологии недоверия» предоставление возможности почувствовать себя «хозяевами» своих жизней, возможность отработать различные модели поведения и навыки общения в коллективе в комфортной, безопасной для себя ситуации.
Статьи
- Исследование общения дошкольников со сверстниками
Вопросы психологии, 1988, №2, с.167. - Сотрудничество дошкольника со взрослым и со сверстником как возможность свершения акта развития
Материалы Международной конференции «Пятые чтения памяти Л.С.Выготского. Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации».15 - 17 ноября 2004 г. (в печати изд. РГГУ) - Социализация детей в современной русской семье
3 часть., М.,2005 - Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников,отстающих в развитии
Сб. докладов Межреспубликанской научно-практической конференции«Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития». Минск, с.24-32 - Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире
Вопросы психологии, 2001, №1 - Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков)
Вопросы психологии, 1999, №6, с.18. - Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Роль родителей в оказании психологической помощи детям с низким социометрическим статусом
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль образа родителя в социализации детей, воспитывающихся вне семьи
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи
Вопросы психологии, 2001, №4. - Психо-эмоциональные особенности развития личности ребенка в условиях детского дома
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Проблема отказных детей в приемных семьях
3 часть. - М., 2005. - 560 с. - Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников
журнал «Ребенок в детском саду» №1,2003