Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков)
|
Распад семьи является острой проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.
Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.
Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении: озлобленность, агрессивность ребенка и пр. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.
Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, чрезвычайно важно выяснить, имеет ли воспитание ребенка без отца устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка. Ответить на вопрос довольно трудно, так как это требует достаточно объемных и сложных исследований. Объемных, потому что проследить общие закономерности можно только на больших выборках испытуемых, где сглаживаются индивидуальные варианты. В данном случае это особенно важно, так как семейное воспитание крайне индивидуально и при небольших выборках индивидуальные различия могут нивелировать общие тенденции. Такое исследование является сложным из-за отсутствия методик, адекватных для выявления личностного развития ребенка. Если применительно к развитию интеллекта и произвольности ребенка в психологии накоплен богатый арсенал тестов, то валидных и стандартизованных методик, выявляющих личностное развитие и эмоциональное состояние ребенка, практически нет, а те, которые имеются, рассчитаны на индивидуальный клинический анализ отдельных случаев и не подходят для обследования больших выборок. Нас же интересовали именно личностные особенности детей, а не развитие их познавательных процессов.
Наиболее широко используемой методикой для измерения эмоционального состояния и особенностей личности ребенка-дошкольника являются рисуночные тесты (рисунок семьи, дерева, \"незнакомое животное\") [1]-[4]. Многократно показано, что рисунки детей 5-7 лет значительно глубже раскрывают их переживания и внутренний мир, чем вербальные методики или даже метод наблюдения. В связи с этим в практической психологии и психокоррекционной работе с маленькими детьми рисуночные тесты являются одним из основных методов диагностики эмоционального состояния и личностных проблем ребенка.
Однако из самых популярных методик в работе с дошкольниками является рисунок семьи. По мнению многих психологов, рисунок семьи - высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее восприятие себя и других членов семьи, его чувства и переживания, его отношение к близким взрослым.
Однако рисуночные методики традиционно используются в индивидуальной работе с отдельным ребенком и не применяются для больших групп детей. Вместе с тем в психологии уже отработаны определенные параметры для оценки и интерпретации детских рисунков (цветовая гамма рисунка, прорисованность, порядок расположения и размер фигур, расстояние между ними и пр.). Можно полагать, что эти параметры применимы не только для качественной оценки отдельного рисунка, но и для количественного анализа рисунков больших групп детей. Естественно, такой количественный анализ не позволяет учесть много разных нюансов, значимых при индивидуальной интерпретации изображения. Однако мы полагаем, что он позволит сравнить разные выборки испытуемых с точки зрения особенностей их эмоционального состояния и личностного развития ребенка.
Основываясь на этом предположении, мы предприняли сравнительный анализ детских рисунков \"моя семья\" в двух группах детей 5-7 лет: живущих в полной и неполной семье. Исследование проводилось в детских садах Москвы. В нем принимали участие 623 ребенка, из них 544 воспитывались в полных семьях (283 мальчика и 256 девочек) и 80 в неполных (32 мальчика и 48 девочек).
При анализе рисунков для нас важно было выяснить:
Эмоциональные характеристики рисунка, отражающие настроение ребенка и его отношение к семейной ситуации. Взаимоотношения ребенка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи (и, прежде всего, матери) относительно Я-фигуры ребенка. Характер образа себя и самооценки ребенка, которые можно выяснить через анализ изображений Я-фигуры и общего сюжета рисунка
Для выявления данных аспектов использовались традиционные для рисуночных методик показатели. Остановимся на этих показателях и на способах их оценки подробнее.
В качестве показателей эмоционального тонуса рисунка использовались:
цветовая гамма рисунка; принято считать, что чем теплее цветовая гамма рисунка, тем более положителен эмоциональный настрой ребенка, черно-белые тона или контур говорят о негативном состоянии либо об отчуждении; наличие улыбок на лицах людей, которое отражает жизнерадостное настроение автора рисунка; наличие украшений и символов (солнце, цветы, бабочки и пр.); традиционно принято считать, что этот показатель отражает положительный настрой ребенка, символ - встроенность в мир, причастность к земным реалиям, его отсутствие - свидетельство оторванности от мира.
При анализе особенностей изображения главных членов семьи (матери, отца, брата, сестры, бабушки и дедушки) и Я-фигуры мы учитывали:
размер фигуры относительно других персонажей; наиболее значимые из них обычно изображаются больше остальных; величина фигуры может отражать ее значимость и превосходство; порядок ее расположения по отношению к другим персонажам (первый, последний или между другими); последовательность изображения членов семьи отражает значимость их роли; наиболее значимые из них обычно изображаются первыми, наименее - последними; степень ее прорисованности (контур, плохая или хорошая прорисованность); хорошей прорисованностью фигуры считалось наличие черт лица и деталей одежды. Объект, вызывающий положительные эмоции, ребенок рисует с массой деталей. Негативное отношение выражается схематичным рисунком, силуэтом. У наиболее неприятных членов семьи дети не рисуют лиц.
Основываясь на этих параметрах, мы составили две выборки детей 5-7 лет из полных и неполных семей. Главной задачей работы было сравнение выделенных показателей в рисунках детей, живущих в полных и неполных семьях. При анализе материалов мы подсчитывали количественные соотношения представленности одних и тех же качественных показателей в двух выборках детей (т.е. количество рисунков, в которых присутствует данный показатель). При этом рисунки мальчиков и девочек из полных и неполных семей сопоставлялись отдельно. Известно, что характер и стиль изобразительной деятельности существенно зависит от пола ребенка: девочки чаще украшают свои рисунки, лучше прорисовывают лица персонажей [2], [4], [6]. Кроме того, можно предположить, что отсутствие отца в семье по-разному переживается детьми разного пола.
Перейдем к описанию результатов, полученных при анализе детских рисунков семьи. Рассмотрим первый параметр нашего анализа - эмоциональные характеристики рисунка (табл. 1).
Следует заметить, что большинство детей дошкольного возраста в рисунках семьи, в основном, используют и теплые, и холодные цвета, явное же преобладание теплых тонов встречается примерно в 1/3 рисунков. При этом на лицах персонажей довольно часто встречается улыбка. Что касается наличия символов и украшений, то они встречаются примерно в каждом втором рисунке своей семьи.
Таблица 1
Показатели эмоциональных характеристик рисунка «Я в своей семье», %
Показатели эмоционального тонуса |
Полные семьи |
Неполные семьи | ||||
Всего |
Мальчики |
Девочки |
Всего |
Мальчики |
Девочки | |
Преобладание теплых тонов |
29,6 |
24,7 |
34,1 |
35,4 |
34,4 |
35,4 |
Наличие улыбки |
62,1 |
70,2 |
54,0 |
51,9 |
46,9 |
56,3 |
Наличие символов |
41,3 |
35,0 |
47,2 |
31,6 |
24,0 |
35,6 |
Сравнение рисунков детей из полных и неполных семей показывает, что дети из полных семей чаще изображают улыбку на лицах персонажей, чем дети из неполных (62,1 против 51,9%). Интересно, что на рисунках мальчиков из неполных семей улыбка встречается реже, чем у девочек, в то время как у детей из полных семей наблюдается обратная картина. Однако наиболее существенно то, что мальчики из полных семей изображают улыбку значительно чаще, чем из неполных (70,2 против 46,9%).
Наличие символов также зависит от полноты семьи: дети из полных семей используют их в 41,3% случаев, а из неполных — в 31,6%. Причем мальчики в обеих выборках используют изображения, украшающие рисунок, значительно реже, чем девочки. Меньше всего таких украшений у мальчиков из неполных семей. Здесь тенденция та же, что и в предыдущем случае: мальчики из полных семей изображают символы значительно чаще, чем из неполных.
Эти данные могут свидетельствовать о том, что эмоциональное состояние ребенка связано с полнотой его семьи: так, у детей из неполных семей показатели, свидетельствующие о хорошем эмоциональном состоянии (за исключением цветовой гаммы рисунка), выражены менее ярко, чем у детей из полных семей. Что касается цветовой гаммы, то, по данным некоторых авторов ([4], [6]), эта характеристика далеко не всегда связана с эмоциональным состоянием ребенка. Она может отражать привычный способ рисования. Важно отметить, что результаты девочек гораздо ближе к результатам их ровесниц из полных семей, а показатели мальчиков существенно отличаются от них. В целом, сравнивая различия в эмоциональных характеристиках рисунка, можно сделать вывод о том, что у мальчиков из неполных семей наиболее редко встречается позитивный эмоциональный настрой.
Далее читайте на сайте Электронной библиотеки МГППУ и в журнале "Вопросы психологии"
Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.
Статьи
- Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности
Психологический журнал, 2004, №5. - Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве
Дошкольное воспитание, №3, 2005г., стр.101-106; №5, 2005 г., стр.110-117, №7,2005г., стр.117-123 - Роль образа родителя в социализации детей, воспитывающихся вне семьи
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни
Вопросы психологии, 1987, №3, с.57 - Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль родителей в оказании психологической помощи детям с низким социометрическим статусом
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Семейная жизнь и профессиональная деятельность (на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста)
Вопросы психологии, 2004,.№5. - Семья как условие развития креативности младших школьников
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни
Вопросы психологии, 2004, №5. - Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние «значимого другого» на формирование образа «идеального» сверстника
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Воспитание и развитие личности ребенка в семье
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников Психологического института
Вопросы психологии, 2004, №2.