Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Воспитание и развитие личности ребенка в семье

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Разрешите представить вашему вниманию результаты исследования, проведенного в рамках моего дипломного проекта под руководством кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Архиреевой Татьяны Викторовны. Целью нашего исследования являлось изучение влияния стилей воспитания отцов и матерей на характер отношений мальчиков и девочек подросткового возраста с родителями и близкими сверстниками. В исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте 12-13 лет (20 девочек и 20 мальчиков), учащиеся общеобразовательных школ г. Старая Русса Новгородской области, и их родители.
Нами были использованы следующие методики: «Тест-опросник родительского отношения», разработанный Варгой и Столиным, «Опросник отношений» Веллборна и Коннела и опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Шафер.

В стилях воспитания отцов и матерей исследование выявило значимые различия. Отцы чаще эмоционально отвергают мальчиков, чем девочек. Матери чаще эмоционально принимают дочерей, чем сыновей. Девочек родители больше ограждают от трудностей и неприятностей жизни, но вместе с тем и больше их контролируют.

В характере отношений мальчиков и девочек подросткового возраста с родителями и близкими сверстниками выявлены тендерные различия. Методы воспитания обоих родителей мальчики чаще оценивают как проявление позитивного интереса, то есть критический подход и сверхопека со стороны матери и отсутствие грубой силы со стороны отца, а также как проявление директивности, то есть доминантный стиль общения. А в отношениях к ним матери мальчики чаще видят отсутствие враждебности и эмоциональной холодности. Отношения девочек с отцом в большей степени сопровождаются чувством безопасности. Девочки в исследуемой выборке чаще, чем мальчики удовлетворены этими отношениями и меньше стремятся к большей психологической близости с отцом. Отношения девочек с матерью чаще являются спутанными и характеризуются стремлением к более близким отношениям на фоне положительных эмоций. На фоне негативных эмоций в отношениях с другом мальчики чаще стремятся к большей психологической близости с ним, чем девочки.

Выявлено, что стили воспитания отцов и матерей в разной степени влияют на характер отношений мальчиков и девочек подросткового возраста с родителями и близкими сверстниками. Так, эмоциональное принятие со стороны матери вызывает стремление девочек к более близким отношениям с другом. Социально желательный образ материнского отношения у девочек формирует положительные эмоции в отношениях с матерью и с близким другом, а у мальчиков — вызывает стремление к большей психологической близости с ней. Социально желательный образ отцовского отношения влияет на формирование негативного эмоционального фона в отношениях мальчиков с отцом. Симбиотические отношения отца у мальчиков вызывают стремление к большей психологической близости с матерью и с другом, у девочек? формируют спутанный тип отношений с матерью и вызывают стремление к более близким отношениям с отцом.

Авторитарное отношение отца способствует формированию положительных эмоций в отношениях девочек с матерью и формирует негативный эмоциональный фон в отношениях мальчиков с другом. Авторитарность матери не позволяет мальчикам принимать отца. Стремление отца инфантилизировать дочь способствует формированию положительных эмоций в отношениях девочек с матерью. Стремление отца инфантилизировать сына влияет на поиск мальчиками более близких отношений с другом.

Кроме того, выявлено, что положительные эмоции в отношениях девочек с отцом формируют положительный эмоциональный фон в отношениях девочек с близкой подругой. А стремление мальчиков к более близким отношениям с отцом влияет на их стремление к более близким, доверительным отношениям с другом. Полученная информация может быть использована при работе с родителями, обращающимися за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, и в работе с подростками, имеющими затруднения в установлении контактов со сверстниками.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

27.03.2020 12:58:00

Психическое здоровье детей и подростков во время пандемии коронавируса


26.03.2020

"Дистанционное консультирование родителей" - новый раздел на портале ФРЦ


25.03.2020 14:44:00

Эксперты: школьнику на дистанционном обучении нужен взрослый-помощник



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика