Детская психология
 

Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте

Автор: Яремчук М.В. 
Рубрика:  Подростки 
Ключевые слова:  семья  подростки  привязанность  любовь 
Версия для печати

Целью нашего исследования являлась характеристика отношений любви старших подростков в зависимости от типа романтической привязанности, а также сопоставление типа привязанности в отношениях любви с типом привязанности в детско-родительских отношениях у старших подростков.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

  • определение и характеристика различных типов привязанности в отношениях любви старших подростков;
  • определение типа привязанности к родителям в старшем подростковом возрасте;
  • выявление связи между типами привязанности к родителям и к романтическим партнерам.

Концепция привязанности была предложена в середине прошлого века английским психологом Джоном Боулби для характеристики особого отношение ребенка к близкому взрослому (обычно матери) как к источнику защиты, надежному убежищу, наличие которого создает чувство безопасности и служит основой для активного исследования окружающего мира [Боулби Дж., 2003]. Опыт ранних отношений со значимым взрослым — так называемой, фигурой привязанности, обобщается в виде некоторых представлений младенца о себе и фигуре привязанности — внутренних рабочих моделях, которые через сложившиеся на их основе ожидания и знакомые способы поведения определяют то, каким образом будут строиться близкие межличностные отношения в дальнейшем, в том числе и отношения с романтическими партнерами. То есть, внутренние рабочие модели ребенка выступают как обобщенные аффективно-когнитивные образы, формирующиеся у ребенка, благодаря отношению со стороны близкого взрослого [Лисина, 1997].

На основе наблюдения за взаимодействием ребенка с матерью Мэри Эйнсворт выделила три основных типа привязанности: надежную, тревожно-амбивалентную и избегающую [Ainsworth M., 1979]. Считается, что лишь надежная привязанность создает благоприятные условия для дальнейшего личностного развития, тогда как два других типа могут привести к различным нарушениям, вплоть до психопатологии. Позже данные типы привязанности были переосмыслены по отношению к более старшим возрастам. В отличие от детской привязанности привязанность взрослых носит симметричный характер и обеспечивает скорее потенциал для переживания безопасности и защищенности, чем реальную безопасность [Berman W., Sperling M., 1994]. В юношеском и зрелом возрастах помимо детско-родительских отношений особую значимость приобретают отношения любви, которые также могут быть охарактеризованы с позиции концепции привязанности [Hazan С., Shaver Ph.R., 1987].

В нашем исследовании мы предлагали учащимся старших классов (всего 216 человек: 96 юношей и 120 девушек) следующие методики: опросник по классификации С. Хэйзен и Ф. Шэйвера и шкалу тревожной романтической привязанности — для определения типа привязанности в романтических отношениях; незаконченные предложения, проективный рисунок и шкалы удовлетворенности отношениями — для характеристики отношений любви старших подростков; опросник на тип привязанности к родителям (разработанный и апробированный нами).

По результатам исследования нами были выделены три классические типа привязанности в романтических отношениях.

Надежно привязанные испытуемые ценят доверительную сторону взаимоотношений. Они испытывают ярко выраженные положительные чувства по отношению к романтическому партнеру, часто это любовь. Принимают физическую составляющую отношений, но не сосредоточены на ней полностью. Видят как свои достоинства, так и недостатки.

Принимают романтического партнера таким, какой он есть, акцентируют сходство с ним. В общении для них характерно подчеркивать значимость партнера комплиментами, подарками, выражать свое отношение мимикой. Надежно привязанным испытуемым свойственен высокий уровень совместной деятельности с романтическим партнером, стремление к сохранению и дальнейшему развитию отношений любви. В целом, они в большей степени удовлетворены отношениями любви, чем испытуемые с ненадежной привязанностью.

Тревожно привязанные испытуемые склонны давать крайние оценки своим романтическим отношениям, как положительные, так и отрицательные. Их ответы часто отличаются амбивалентностью, что может быть связано с переживаемой ими неуверенностью в сфере романтических отношений. Они сосредоточены на переживании чувства любви и нередко сомневаются в наличии этого чувства в собственных отношениях, обеспокоены этим. Романтические отношения рассматриваются этой группой испытуемых в том числе и с точки зрения подтверждения значимости их личности в глазах романтического партнера, поэтому тревожно привязанные сосредоточены на рефлексии личностных качеств себя и партнера в отношениях любви. Сексуальные отношения также могут служить подтверждением собственной значимости для партнера. В общении для испытуемых данной группы характерно недостаточное внимание к доверительной стороне отношений, выраженное желание встречи с любимым человеком и тяжелые переживания при прекращении отношений. Заинтересованность данной группы испытуемых в совместной деятельности с романтическим партнером сочетается с отсутствием собственной инициативы, желанием следовать за партнером.

Испытуемые с избегающим типом привязанности в отношениях любви оценивают свое общение с романтическим партнером как неудовлетворительное и нередко конфликтное. Взаимоотношения с любимым человеком при общей положительной оценке носят, в целом, формальный характер, характеризуются неясностью и недоверием. Им свойственны отрицательные переживания в связи с отношениями любви и наличие сексуальных отношений без положительной оценки данной сферы взаимодействия. Они не сосредоточены на образе себя и партнера в отношениях, но акцентируют свое различие с ним.

В отношениях подростков с родителями также были выделены три классические типа привязанности.

Подростки с надежным типом привязанности уверены в положительном отношении со стороны родителя. Чувствуют себя важными и ценными. Имеют возможности для проявления собственной активности, самостоятельности. Встречают со стороны родителя уважение своих решений и личной жизни. Получают эмоциональную поддержку от родителя, готовы обратиться к нему за советом и помощью, чувствуют свою близость с ним.

Для испытуемых с тревожно-амбивалентным типом привязанности по отношению к родителям характерна недостаточная уверенность в положительном отношении со стороны родителя. Они опасаются, что родители отдалятся от них и не будут рядом, когда это окажется необходимым. В то же время, родители тревожно привязанных подростков чрезмерно контролируют жизнь ребенка, не оставляя ему возможности для проявления самостоятельности. Подростки испытывает недостаток поддержки со стороны родителя, так как крайне нуждаются в ней. Не получив поддержки, они испытывают как гнев на родителя, не оказавшего помощи, так и страх, что в дальнейшем родитель вновь окажется недоступен, когда в этом возникнет нужда.

Избегающе привязанные подростки привыкли к тому, что родителей недостаточно волнуют значимые для них (подростков) события. Они редко делятся с родителями своими переживаниями, так как не видят встречного интереса. Родители мало контролирует жизнь ребенка, не поддерживая и не критикуя его. Избегающе привязанные подростки подчеркивают дистанцию в детско-родительских отношениях.

При сопоставлении типов привязанности в романтических и детско-родительских отношениях была выявлена значимая связь тревожного типа привязанности в отношениях любви с тревожным типом привязанности в отношениях, с родителями, как с отцом, так и с матерью (попарное сопоставление групп привязанности, статистический критерий Манна-Уитни, р < 0,05).

Обнаруженная связь, с нашей точки зрения, может свидетельствовать об онтогенетической преемственности образов себя и партнера по отношениям при переходе от детско-родительских к романтическим отношениям, то есть об опосредующей роли привязанности к родителям и формировании отношений любви в старшем подростковом возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Боулби Дж. Привязанность. — М., 2003.
  2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.—Москва-Воронеж, 1997. С. 17-166.
  3. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 139-150.
  4. Ainsworth Mary D.S. Infant-Mother Attachment // American Psychologist, Personality and Social Psychology, 1994. Vol. 67. No. 3. 430-445.
  5. Berman William H., Sperling Michael B. The Structure and Function of Adult Attachment // Attachment in Adults. Clinical and Developmental Perspectives. Edited by W.H. Berman, M.B. Sperling. — NY-London, 1994.
  6. Hazan Cindy, Shaver Phillip R. Romantic Love Conceptualized as an Attachment-Process // Journal of Personality and Social Psychology, 1987. Vol 52. No. 3.511-524.
  7. Hindy Carl G., Schwarz J. Conrad. Anxious Romantic Attachment in Adult Relationships // Attachment in Adults. Clinical and Developmental Perspectives. Edited by W.H. Berman, M.B. Spering. — NY-London, 1994. P. 179-203.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

22.11.2021 12:11:00

День психолога празднуется в России 22 ноября


17.11.2021

125 лет со дня рождения Льва Семёновича Выготского


11.11.2021

Неделя родительской компетентности будет проходить в Москве



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика