Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте
|
Целью нашего исследования являлась характеристика отношений любви старших подростков в зависимости от типа романтической привязанности, а также сопоставление типа привязанности в отношениях любви с типом привязанности в детско-родительских отношениях у старших подростков.
Мы ставили перед собой следующие задачи:
-
определение и характеристика различных типов привязанности в отношениях любви старших подростков;
-
определение типа привязанности к родителям в старшем подростковом возрасте;
-
выявление связи между типами привязанности к родителям и к романтическим партнерам.
Концепция привязанности была предложена в середине прошлого века английским психологом Джоном Боулби для характеристики особого отношение ребенка к близкому взрослому (обычно матери) как к источнику защиты, надежному убежищу, наличие которого создает чувство безопасности и служит основой для активного исследования окружающего мира [Боулби Дж., 2003]. Опыт ранних отношений со значимым взрослым — так называемой, фигурой привязанности, обобщается в виде некоторых представлений младенца о себе и фигуре привязанности — внутренних рабочих моделях, которые через сложившиеся на их основе ожидания и знакомые способы поведения определяют то, каким образом будут строиться близкие межличностные отношения в дальнейшем, в том числе и отношения с романтическими партнерами. То есть, внутренние рабочие модели ребенка выступают как обобщенные аффективно-когнитивные образы, формирующиеся у ребенка, благодаря отношению со стороны близкого взрослого [Лисина, 1997].
На основе наблюдения за взаимодействием ребенка с матерью Мэри Эйнсворт выделила три основных типа привязанности: надежную, тревожно-амбивалентную и избегающую [Ainsworth M., 1979]. Считается, что лишь надежная привязанность создает благоприятные условия для дальнейшего личностного развития, тогда как два других типа могут привести к различным нарушениям, вплоть до психопатологии. Позже данные типы привязанности были переосмыслены по отношению к более старшим возрастам. В отличие от детской привязанности привязанность взрослых носит симметричный характер и обеспечивает скорее потенциал для переживания безопасности и защищенности, чем реальную безопасность [Berman W., Sperling M., 1994]. В юношеском и зрелом возрастах помимо детско-родительских отношений особую значимость приобретают отношения любви, которые также могут быть охарактеризованы с позиции концепции привязанности [Hazan С., Shaver Ph.R., 1987].
В нашем исследовании мы предлагали учащимся старших классов (всего 216 человек: 96 юношей и 120 девушек) следующие методики: опросник по классификации С. Хэйзен и Ф. Шэйвера и шкалу тревожной романтической привязанности — для определения типа привязанности в романтических отношениях; незаконченные предложения, проективный рисунок и шкалы удовлетворенности отношениями — для характеристики отношений любви старших подростков; опросник на тип привязанности к родителям (разработанный и апробированный нами).
По результатам исследования нами были выделены три классические типа привязанности в романтических отношениях.
Надежно привязанные испытуемые ценят доверительную сторону взаимоотношений. Они испытывают ярко выраженные положительные чувства по отношению к романтическому партнеру, часто это любовь. Принимают физическую составляющую отношений, но не сосредоточены на ней полностью. Видят как свои достоинства, так и недостатки.
Принимают романтического партнера таким, какой он есть, акцентируют сходство с ним. В общении для них характерно подчеркивать значимость партнера комплиментами, подарками, выражать свое отношение мимикой. Надежно привязанным испытуемым свойственен высокий уровень совместной деятельности с романтическим партнером, стремление к сохранению и дальнейшему развитию отношений любви. В целом, они в большей степени удовлетворены отношениями любви, чем испытуемые с ненадежной привязанностью.
Тревожно привязанные испытуемые склонны давать крайние оценки своим романтическим отношениям, как положительные, так и отрицательные. Их ответы часто отличаются амбивалентностью, что может быть связано с переживаемой ими неуверенностью в сфере романтических отношений. Они сосредоточены на переживании чувства любви и нередко сомневаются в наличии этого чувства в собственных отношениях, обеспокоены этим. Романтические отношения рассматриваются этой группой испытуемых в том числе и с точки зрения подтверждения значимости их личности в глазах романтического партнера, поэтому тревожно привязанные сосредоточены на рефлексии личностных качеств себя и партнера в отношениях любви. Сексуальные отношения также могут служить подтверждением собственной значимости для партнера. В общении для испытуемых данной группы характерно недостаточное внимание к доверительной стороне отношений, выраженное желание встречи с любимым человеком и тяжелые переживания при прекращении отношений. Заинтересованность данной группы испытуемых в совместной деятельности с романтическим партнером сочетается с отсутствием собственной инициативы, желанием следовать за партнером.
Испытуемые с избегающим типом привязанности в отношениях любви оценивают свое общение с романтическим партнером как неудовлетворительное и нередко конфликтное. Взаимоотношения с любимым человеком при общей положительной оценке носят, в целом, формальный характер, характеризуются неясностью и недоверием. Им свойственны отрицательные переживания в связи с отношениями любви и наличие сексуальных отношений без положительной оценки данной сферы взаимодействия. Они не сосредоточены на образе себя и партнера в отношениях, но акцентируют свое различие с ним.
В отношениях подростков с родителями также были выделены три классические типа привязанности.
Подростки с надежным типом привязанности уверены в положительном отношении со стороны родителя. Чувствуют себя важными и ценными. Имеют возможности для проявления собственной активности, самостоятельности. Встречают со стороны родителя уважение своих решений и личной жизни. Получают эмоциональную поддержку от родителя, готовы обратиться к нему за советом и помощью, чувствуют свою близость с ним.
Для испытуемых с тревожно-амбивалентным типом привязанности по отношению к родителям характерна недостаточная уверенность в положительном отношении со стороны родителя. Они опасаются, что родители отдалятся от них и не будут рядом, когда это окажется необходимым. В то же время, родители тревожно привязанных подростков чрезмерно контролируют жизнь ребенка, не оставляя ему возможности для проявления самостоятельности. Подростки испытывает недостаток поддержки со стороны родителя, так как крайне нуждаются в ней. Не получив поддержки, они испытывают как гнев на родителя, не оказавшего помощи, так и страх, что в дальнейшем родитель вновь окажется недоступен, когда в этом возникнет нужда.
Избегающе привязанные подростки привыкли к тому, что родителей недостаточно волнуют значимые для них (подростков) события. Они редко делятся с родителями своими переживаниями, так как не видят встречного интереса. Родители мало контролирует жизнь ребенка, не поддерживая и не критикуя его. Избегающе привязанные подростки подчеркивают дистанцию в детско-родительских отношениях.
При сопоставлении типов привязанности в романтических и детско-родительских отношениях была выявлена значимая связь тревожного типа привязанности в отношениях любви с тревожным типом привязанности в отношениях, с родителями, как с отцом, так и с матерью (попарное сопоставление групп привязанности, статистический критерий Манна-Уитни, р < 0,05).
Обнаруженная связь, с нашей точки зрения, может свидетельствовать об онтогенетической преемственности образов себя и партнера по отношениям при переходе от детско-родительских к романтическим отношениям, то есть об опосредующей роли привязанности к родителям и формировании отношений любви в старшем подростковом возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
-
Боулби Дж. Привязанность. — М., 2003.
-
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.—Москва-Воронеж, 1997. С. 17-166.
-
Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 139-150.
-
Ainsworth Mary D.S. Infant-Mother Attachment // American Psychologist, Personality and Social Psychology, 1994. Vol. 67. No. 3. 430-445.
-
Berman William H., Sperling Michael B. The Structure and Function of Adult Attachment // Attachment in Adults. Clinical and Developmental Perspectives. Edited by W.H. Berman, M.B. Sperling. — NY-London, 1994.
-
Hazan Cindy, Shaver Phillip R. Romantic Love Conceptualized as an Attachment-Process // Journal of Personality and Social Psychology, 1987. Vol 52. No. 3.511-524.
-
Hindy Carl G., Schwarz J. Conrad. Anxious Romantic Attachment in Adult Relationships // Attachment in Adults. Clinical and Developmental Perspectives. Edited by W.H. Berman, M.B. Spering. — NY-London, 1994. P. 179-203.
Статьи
- Взаимосвязь родительских установок и выбора детьми круга референтных лиц
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Влияние детско-родительских отношений на социализацию телесных функций у соматически неблагополучных подростков
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние личностных особенностей родителей на развитие рефлексии
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Восприятие семейной среды подростками из разных-социальных условий
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Влияние «значимого другого» на формирование образа «идеального» сверстника
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Кросскультурный аспект отношения подростка к родителям
М.,2003 - Образ отца и его связь с эмоциональным благополучием и полоролевой идентичностью подростков разного пола и возраста
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Особенности жизнедеятельности родительской семьи, влияющие на развитие тревожности личности
3 часть М., 2005. - 560 с. - Переживание подростками «чувства взрослости»
Психологическая наука и образование, 2006, №2, с. 36-54 - Представление о мире, других людях и себе у одаренных подростков
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте
Вопросы психологии, 2002, №5.