Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Влияние детско-родительских отношений на социализацию телесных функций у соматически неблагополучных подростков

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Детско-родительские отношения могут выступать как в качестве средового ресурсного фактора успешной социализации подростков, в том числе и их телесных функций, так и могут приводить к увеличению количества симптомов р быть фактором риска соматизации. Задачей данной работы было изучения полового диморфизма влияния родительских стратегий воспитания на особенности самосознания и успешность социализации, в том числе телесных функций.

В исследовании приняло участие 79 психически здоровых подростков (мужского и женского пола) в возрасте от 14-18 лет. Основываясь на данных медицинской документации, общая группа было разделена на 2 подгруппы: подростки с соматическим неблагополучием (43 человека) и физически здоровые (36 человек). Методический комплекс состоял из:

  • методики изучения особенностей социализации телесных функций ребенка в семье, направленную на оценку: особенностей используемых родителями средств социализации (поощрение, ограничение), систем эталонов (в отношении отправления телесных функций, модели здоровья/болезни, болевого опыта), а также такие характеристики психосоматического дизонтогенеза как нарушение произвольности регуляции, фиксированность и коммуникативный смысл отправления телесных функций дыхания, питания, выделения, сна-бодрствования;
  • опросника «ADOR» (Поведение родителей и отношение подростков к ним, Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицина Е.Е., 1994).

Было выявлено, что для подростков характерно достаточно согласованное восприятие родительских стратегий воспитания при большей оценке выраженности позитивного интереса со стороны отца. Однако тенденция матери осуществлять дисциплинарные меры воспринимается как проявление враждебного отношения.

Половой диморфизм восприятия родительских стратегий воспитания у подростков проявляется в следующем.

  • Враждебность отца обусловливает недостаточную степень произвольной регуляции телесных функций.
  • Позитивный интерес матери определяет увеличение степени произвольности телесных функций и тенденцию использовать соматические симптомы как средство коммуникации.

На основании выделенных нормовозрастных особенностей восприятия детско-родительских отношений возможным стало выделение специфических форм взаимосвязи и влияния родительских воспитательных практик на произвольную регуляцию собственных телесных функций у подростков с соматическим неблагополучием. У соматически неблагополучных подростков директивность обоих родителей определяет высокую произвольность телесных функций, и тенденцию использовать соматические симптомы для коммуникации с отцом.

Выявленные закономерности могут служить в качестве дополнительной информации и мишеней коррекционной работы в практике семейного консультирования и психотерапии.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

27.11.2019 13:11:00

Детский психолог. Советы психолога родителям.


22.11.2019

День психолога в России


15.11.2019

Спецпроект «Обмен жизнями» интегрировал блогеров в мир "Со-единения"



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика