Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников,отстающих в развитии
|
А.Н.Леонтьев говорил, что в процессе социализации особое значение имеет дошкольное детство, так как в этот период происходит фактическое “очеловечивание” ребенка: он овладевает родовыми человеческими признаками - членораздельной речью, специфическими формами поведения, доступными видами продуктивной деятельности, знаковым мышлением. Л.С.Выготский, рассматривая социализацию как “процесс врастания в человеческую культуру”, подчеркивал особую роль овладения различными формами знака в становлении ребенка как человека.
На протяжении своего долгого развития человечество создало несколько знаковых систем: вербальную, графическую, образно-жестовую, систему математических знаков, нотную грамоту и т.д. Они легли в основу соответствующих наук и искусств - музыки, поэзии, рисунка и живописи, танца, математики и пр.
В дошкольном возрасте ребенок осваивает три вида знака; образно-двигательный, вербальный и графический. Это осуществляется в ходе овладения ролевой игрой, речью и рисованием. Любовь к этим видам деятельности в указанный возрастной период является “общедетской”. Формирующиеся в зависимости от характера знака виды деятельности способствуют социальному становлению ребенка, так как отражают содержание и уровень его проникновения в сферу человеческих отношений. По сути, способность к знаковому преобразованию действительности, в том числе социальной, определяет структуру детского сознания и является основой социализации в этот ключевой период жизни ребенка.
Усвоение различных видов знака происходит не изолированно. Прослеживаются общие закономерности и этапы овладения разными знаковыми системами, а также их взаимопроникновение и взаимовлияние. Исходной формой при этом является образно-двигательная (образно-жестовая), составляющая основу предметной деятельности и ролевой игры. Обращая внимание на первичность образно-двигательного знака, Л.С.Выготский подчеркивал его роль в процессе освоения других знаковых систем. Он считал игру общим корнем, из которого разъединились все виды искусства. Это подтверждается синкретичностью детской игры: в игре все виды искусств не расчленены и не специализированы, а находятся в неразрывном единстве. Но даже и тогда, когда происходит рождение из игры, например, рисования (образно-графического знака), то игра до конца дошкольного возраста определяет его строение, мотивы, движущие силы и, что очень важно, содержание, придавая рисованию социальную направленность.
Многолетние исследования изобразительной деятельности в дошкольном детстве убеждают в том, что детское рисование лишь внешне напоминает аналогичную деятельность взрослых, так как имеет совершенно иные мотивы, цели, средства, строение. Наряду с игрой и речью оно помогает осознавать и преобразовывать окружающую предметную и социальную действительность, кодируя и декодируя её с помощью различных видов знака (алфавитов кодирования), являясь одним из важнейших способов познания мира в ходе его образного моделирования. Направленность же на художественность выполнения оказывается выраженной весьма слабо. Для дошкольника гораздо важнее то, о чем он сообщает в рисунке, нежели то, как он это делает.
Игровые тенденции отодвигают на задний план, заслоняют собой техническую сложность рисования, доставляя детям удовольствие независимо от качества достигаемого результата. Отличительной особенностью рисования в дошкольном детстве является то, что в ходе рисования ребенок никогда не пользуется только графическими средствами выражения: чем младше ребенок, тем большее значение для выражения содержания приобретает речь и реальное действие. Ребенок не столько рисует, сколько говорит и жестикулирует. А сами графические достоинства изображения значимы для ребенка, особенно младшего возраста, в гораздо меньшей степени, нежели отображаемое содержание. Таким образом, в процессе рисования ребенок активно использует уже сложившиеся знаковые системы.
Опыт воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников и детей с ЗПР убеждает в оправданности и продуктивности такого понимания роли рисования в социализации этой категории детей. Когда говорят об особенностях психического развития детей, отстающих в умственном развитии, то обращают внимание на низкий уровень тех видов деятельности, в которых проявляется уровень и качество социальных представлений, прежде всего игры, речи, рисования.
Так, для игр детей отставанием в умственно развитии очень характерна значительная задержка возникновения ролевой игры. Нередко социальный игровой план у них подавляется предметным вплоть до старшего дошкольного возраста, а замещение проявляется лишь на самом начальном, предметном уровне ( в случаях значительного отставания страдает и этот уровень). Вместе с тем подлинная ролевая игра, как ведущая деятельность, предполагает не только предметное, но и позиционное замещение (роль), а также ситуативное (замену реальной ситуации на воображаемую). Известно, что социальное содержание в игре возникает только с появлением роли, позволяющей воссоздавать различные типы социальных отношений. В связи с этим можно говорить о несформированности у этих детей целостного механизма ролевой игры и о том, что игра не достигает уровня ведущей деятельности, не является для них школой социальных отношений.
У отстающих в умственном развитии дошкольников чрезвычайно обеднено также и содержание рисунков. Чаще всего созданные ими изображения стандартны, взяты из образцов, имеют характер графических стереотипов, штампов. В них весьма слабо и редко отражаются связное содержание, люди и их отношения. В процесс рисования редко привносятся элементы игры и речевого сопровождения, которые у нормально развивающихся детей выполняют наряду с графическими способами функцию раскрытия содержания. Очевидно, что на этапе, когда ребенок не вполне освоил графическую знаковую систему, он оказывается фактически не в состоянии использовать генетически более ранние.
То же самое можно сказать и об уровне их речевого развития: недостаточная речевая активность, слабость коммуникативной направленности речи, бедность средств выражения, в том числе внеречевых, играют отрицательную роль в налаживании социальных контактов данной категории детей.
Таким образом, у них “процесс врастания в человеческую культуру” затруднен по всем определяющим направлениям. Причем это касается не только детей с глубокими нарушениями развития. Наши наблюдения убеждают в том, что освоение различных форм знака без адекватного педагогического влияния оказывается не вполне доступным детям даже при незначительном отставании. Но их своевременное включение в коррекционно-воспитательный, социально направленный, процесс, позволяет им в пределах возможностей овладеть рисованием, а затем и письмом; научиться использовать речевые и внеречевые средства коммуникации; освоить приемлемые для общества формы поведения. При этом изменяется весь их личностный облик. Дело не в том, что ребенок с отставанием в развитии не может проникнуть в смысл человеческих отношений - он не может их познать теми способами, которые доступны его нормально развивающимся сверстникам.
Рассмотрение рисования как способа графического моделирования с учетом общих закономерностей овладения различными знаковыми системами позволило иначе построить и соответствующие технологии обучения, которые обеспечивали, прежде всего, формирование адекватных представлений о социальной действительности, развитие графической активности детей, содержательной стороны их рисования (а именно социального содержания). Работа велась с учетом единства различных видов знака и его роли в развитии знаково-символической деятельности.
Таким образом, центральное место в предлагаемой модели обучения занимало формирование знаково-символической деятельности в процессе обучения ролевой игре, драматизации, рисованию и речевому общению. Комплекс педагогических воздействий обеспечивал формирование у детей социальной направленности, “открытия” сверстника, выделения и осознания различных уровней и видов социальных отношений, способности отражать (моделировать) эти отношения в перечисленных видах деятельности, а также такого показателя развития, как произвольность (управляемость) поведения.
Ведущими принципами обучения являлись: одновременное использование заданий, требующих применения различных алфавитов кодирования для знакового отражения и преобразования социальной действительности в символико-моделирующих видах деятельности; обеспечение тематических и программных межпредметных связей; обучение различным видам замещения и моделирования как основы познавательных способностей; использование различных символов; организация обучения на коммуникативной основе; сотрудничество взрослого и ребенка; учет потребностей детей дошкольного возраста; формирование социальной направленности восприятия, деятельности, поведения, личности ребенка в целом; комплексное построение занятий.
Комплексный характер занятия предполагал его построение на основе единства различных знаков как алфавитов кодирования для выражения одного содержания. Так. для более полного осознания предлагаемого материала в занятие включались элементы игровой драматизации (со словесным сопровождением), схематические зарисовки отдельных фрагментов или серий последовательных эпизодов для создания наглядной модели логической последовательности сюжета (тоже с речевым сопровождением), рассказывание и т.д. Сочетание словесных, игровых и графических способов выражения одного содержания зависело от программных задач, специфики изучаемой области действительности, возрастных и умственных возможностей детей.
Коррекционная работа начиналась с пробуждения у ребенка внимания и интереса к себе самому. Известно, что нормальный ребенок уже в возрасте одного года любит собственное зеркальное отражение - активно рассматривает его, гримасничает, хвастается своим открытием перед мамой и т.д. А его отстающему в развитии сверстнику необходима помощь взрослого, который и “открывает” последнему его самого. Таким образом в зеркале возникали отражения самого ребенка, взрослых, сверстников. Перед зеркалом проводились игры на подражание мимическим, экспрессивным движениям и жестам. Одновременно взрослый на листе бумаги выполнял необходимые изображения, привлекая внимание и побуждая ребенка воспринимать других людей на положительной эмоциональной основе. Приведем фрагмент занятия.
Детей предстоит познакомить с отношениями мамы и её ребенка (добрыми, ласковыми, заботливыми, полными тревоги и беспокойства). Педагог ставит перед собой задачи:
-
выделить эти отношения, сделать их объектом специального наблюдения и восприятия;
-
научить воспитанников выражать эти отношения в действии (заглядывать в глазки, улыбаться, гладить по головке, брать за ручку и на руки, сажать на колени и т.д.);
-
научить сопровождать свои действия соответствующими словами ( Ты мой хороший мальчик... Сыночек дорогой... Мой любимый... Иди ко мне...Давай я с тобой поиграю...Хочешь, я тебе порисую? и пр.);
-
научить детей выделять изображение радостного эмоционального состояния из ряда других и связывать с собственным жизненным опытом (Мама взяла на руки. Дали в руки шарик. Смотрит веселый мультфильм, улыбается.)
Взрослый сначала разговаривает с детьми, гладит их по головке, демонстрирует необходимые действия, сопровождает их соответствующими высказываниями. Потом берет куклу (мальчика или девочку), называет её именем - и разговаривает, воспроизводя те же действия и высказывания. После этого выполняет мелом на доске рисунок, довольно быстро, схематично, отражая только главное - выражение лица, поворот головы, направление рук; мама обращается к своему ребенку, протягивает руки, ребенок идет навстречу, тоже протягивая к ней руки. Рисование сопровождается эмоциональной, выразительной речью. После этого взрослый показывает детям две картинки: на одной изображен улыбающийся ребенок, а на другой - плачущий или очевидно печальный. Каждый ребенок из группы получает пару таких карточек в качестве эталонов. Взрослый последовательно предъявляет им разные картинки, на которых изображены радостные или, напротив, неприятные ситуации, близкие и понятные детям, а они должны соответственно поднять нужный эталон. В случаях затруднений прибегают к помощи зеркала, показу, драматизации, совместному обсуждению, рисованию и т.д. Занятие проходит очень оживленно, радостно. Можно при этом использовать и музыкальное звучание: радостная картинка - веселая пляска (лучше всего народные танцы), отрицательное эмоциональное состояние - грустная музыка.
Проводилась специальная работа по формированию осознанного восприятия экспрессивных жестов: порицания, радости, удивления, защиты, агрессии, отчаяния, заботы, помощи и т.д. Известно, что дети, отстающие в развитии, долго не понимают смысловой нагрузки этих жестов, особенно на картинке, где нет явного, непосредственного эмоционального сопровождения (все это закодировано, зашифровано в условности плоскостного изображения). Не понимая значения выразительных жестов, они “читают” их буквально и нередко искаженно. Например, ситуацию, где мама грозит ребенку пальцем (видимо недовольна тем, что сын порвал брюки) дети объясняют так: “Мама пальчик показывает...болит пальчик..” или “Мама говорит: не плачь - ты у меня хороший, ... и пальчик... (показывает, как мама держит палец, воспроизводя не действие, а только положение)”.
Коррекционная работа начиналась с упражнений по выделению этих жестов из ряда других, формированию у детей понимания значения жестов в данной ситуации и их последствий. Разыгрывались простейшие ситуации нравственного содержания с соответствующими диалогами. При этом широко использовалась подвижная схематическая модель фигуры человека.
Эта модель использовалась для моделирования разных видов движений (ходьбы и бега, положения сидя, лёжа, стоя), экспрессивных жестов (при этом подбирались и варианты положения пальцев руки). Дети, как показывает опыт, с большим удовольствием играли с этими фигурами (моделями) - придавали им положение по собственному желанию, а потом воссоздавали это в реальном движении и рисунке, или наоборот, сначала выполняли движение перед зеркалом, подбирали соответствующее изображение на карточке, а затем работали с моделью. Эти упражнения не только делают восприятие движений более осмысленным, но и положительно влияют на овладение способами изображения человека в рисунке. В целом же такая работа обращает внимание детей на человека вообще, то есть способствует развитию их социальной направленности.
Неоценимое значение для социального развития детей имеет работа по осознанию ими своего собственного жизненного опыта. Ведь многое из того, что происходило с ними, оставалось неосознанным, не становилось базой для возникновения представлений. Поэтому взрослый изображал мелом на доске те события, участниками которых были сами дети. Он рисовал, “рассказывая” своим воспитанникам на словесном и графическом языках о том, как они просыпаются, завтракают, гуляют, ухаживают за растениями, играют, занимаются, развлекаются, рисуют, рассматривают книги, смотрят телевизор и пр., то есть отражал их бытовой, игровой, эмоциональный и познавательный опыт.
В процессе такого комментированного рисования взрослый организовывал общение детей, побуждая их обращаться друг к другу с вопросами (“Обратись к Сереже с вопросом, любит ли он кататься на лыжах?”, “А кто тебе купил такую куртку? Спроси у Оли!”), сообщениями, предложениями. И не только обращаться со словами, но смотреть в глаза собеседника, ждать ответа и выслушивать его. Так как каждый ребенок становился объектом изображения, одним из действующих лиц на картине, он как бы наблюдал себя “со стороны”, что способствовало интеллектуализации непосредственных эмоциональных жизненных впечатлений, формированию особых представлений о себе, об окружающих людях - взрослых и сверстниках и их отношениях(социальных представлений).
Была определена и ведущая тематика для рисования и рассказывания, отражающая ребенка в системе складывающихся предметных и социальных отношений; ребенок среди взрослых и сверстников, ребенок в природе и среди животных, ребенок во времени, ребенок в игре.
Чтобы решить противоречие между чрезвычайно слабыми техническими возможностями детей и достаточно сложным содержанием, предусматривалось:
-
проведение специальных игр и упражнений, направленных на формирование перцептивных действий и развитие анализирующего восприятия;
-
применение сотворчества педагога и ребенка, совместное выполнение изображений, особенно в самом начале обучения рисованию;
-
использование “подвижной аппликации” с целью обогащения содержания рисунка на этапе, когда графический знак ещё не освоен. Ребенок пользовался готовыми изображениями, выполненными из картона, создавая целую композицию, содержание которой потом передавал словесно. Это способствовало “включению” изображений единичных объектов в целостную ситуацию (известно, что метод “включения” является одним из эффективных приемов развития детского воображения), совершенствовало композицию, и, что очень важно, позволяло получить содержательный результат, радующий ребенка, когда его невозможно было достичь только графическими средствами;
-
отсутствие критического анализа готовой детской изобразительной продукции. В самом начале дети просто находили свои рисунки среди других, потом учились объяснять содержание изображения. Во всех случаях у ребенка должно было остаться положительное впечатление от сотрудничества со взрослым и сверстниками (это соответствует одной из важнейших потребностей ребенка в дошкольном детстве);
-
выполнение сюжетных изображений на всех этапах обучения, что достигается подвижной аппликацией, речевым сопровождением и реальным, игровым действием;
-
развитие всех видов словесной регуляции деятельности (объяснения уже готового результата, речевого сопровождения рисунка в ходе выполнения, элементарного планирования предстоящего выполнения;
-
изготовление серий последовательных изображений для последующего составления рассказов (серии иллюстраций к сказкам, специально составленным рассказам нравоучительного характера т.д.);
-
использование приема “превращения”, то есть принятия на себя роли изображаемого объекта, а также элементов психогимнастики;
-
введение в структуру занятий элементов драматизации с придумыванием словесного текста роли:
-
использование приемов быстрого рисования - моделирование целостного образа, что основано на выделении главного, существенного признака (слон -гора, крокодил - протяженность, кошка - изгиб в зависимости от совершаемого действия). Форма всегда отражает функциональные свойства объекта (Почему кошка стоит на задних лапах? Потому что хочет стащить сосиску со стола. Почему медведь поднялся и выпустил когти? Потому что хочет напасть на кого-то.) Этот прием использовался и в лепке - дети создавали поделки не из частей путем конструктивного соединений их в целое, а скульптурно, из целого куска пластической массы, - делали и тут же играли с фигурками;
-
обучение использованию таких техник рисования, которые дают удовлетворение уже на самых ранних этапах, например, сочетание восковых мелков и акварели, гуаши и фломастеров или мягких цветных карандашей, рисование “по мокрому” и т.д.;
-
для усиления эмоционального впечатления от собственной деятельности применяется рассматривание готовых детских рисунков через кадаскоп - спроецированное на экран или на стену изображение производило на детей огромное впечатление (примечательно, что сначала они даже не узнавали свои рисунки в таком виде), способствовало развитию подлинного интереса к рисованию и, что очень значимо, к содержанию изображения. При этом значительно повышалась их направленность на окружающее:
-
использование детских сюжетных изображений как материала на занятиях по развитию речи;
Широкое использование графических заданий в процессе разных занятий; введение элементов ролевой игры, драматизации, имитации движений в процесс изображения; предпочтение тематики социального содержания; внимание к способам отражения отношений между персонажами как в процессе восприятия гтовых изображений, так и создания собственных (мимическим и экспрессивным движениям, положению головы и туловища); использование на одном занятии игры, речи и рисования (сочетания различных видов знака) - все перечисленные приемы в комплексе дают значительный коррекционно-развивающий эффект. Достигаемый результат выражается в возникновении целостной способности к знаковому преобразованию действительности, к знаково-символической деятельности, основное содержание которой является социальным.
Сделав, таким образом, социальную действительность объектом специального познания посредством моделирования с использованием различных алфавитов кодирования (замещения и символизации), возможно существенно развить социальную направленность ребенка с отставанием в развитии. Вхождение ребенка в мир социальных отношений, в мир людей, в общество существенно облегчается потому, что эти отношения становятся доступными его пониманию. Его личностный облик становится более гармоничным, упорядочивается поведение, так как он оказывается способен в силу своих возможностей самостоятельно и со значительной степенью свободы строить свое поведение сообразно с правилами, по которым живут окружающие его люди.
Статьи
- Развитие знаковосимволической деятельности у дошкольников со сниженным интеллектом в процессе обучения
Научные труды МПГУ, Серия «Психолого-педагогические науки». Прометей, 1999г. - Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия
Вестник московского университета, 1993, №2, Стр.62-70 - Особенности символического опосредствования в детском возрасте
М.: МГППУ, 2006. - 320с.