Особенности символического опосредствования в детском возрасте
|
В качестве методологической основы нашего исследования выступило понимание процесса символического опосредствования как особой специфически человеческой способности. Принципиальным является положение Л.С. Выготского, в котором подчеркивается роль знаковых средств в развитии высших психических функций и все более сложного структурирования развивающегося сознания ребенка. Фактически он говорит о том, что процесс развития способностей не является линейным. Тем самым подчеркивается неадекватность упрощения понимания развития способностей, представленного в различных тестологических системах.
В трудах Л.С. Выготского была заложена методология изучения проблемы способностей, которая в дальнейшем была использована в исследованиях А.В. Запорожца и его сотрудников: Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьякова и др.
Мы, вслед за А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и другими авторами под способностями понимаем опосредствованные ориентировочные действия, позволяющие решать человеку различные задачи. Как отмечала О.М. Дьяченко, умственные способности, выделенные Л.А. Венгером, характеризуют решение задач «на значение». О.М. Дьяченко предположила, что существует особый тип познавательных способностей, которые позволяют решать задачи на выражение субъективного отношения к действительности.
На наш взгляд специфика процесса символизации как выражения субъектом собственного отношения к ситуации в образной форме заключается не столько в том, что этот процесс носит аффективно-когнитивный характер, а в том, что в нем задействованы два плана репрезентации: эмоциональный и когнитивный. Особенность символического опосредствования состоит в том, что эмоциональные отношения передаются с помощью когнитивных структур, в которых отчетливо выражена система ориентировочных действий.
Таким образом, основная функция способностей к символическому опосредствованию заключается в передаче смыслового отношения субъекта к окружающей его действительности. По способу оперирования средствами способности к символическому опосредствованию характеризуются тем, что ориентировка в субъективном (эмоциональном) плане заменяется ориентировкой в наглядном (объективном) плане.
Нами была сформулирована следующая гипотеза исследования: развитие способности к символическому опосредствованию связано с отражением отношений действительности с помощью индивидуальных, групповых и культурных символов. При этом развитие способности к символическому опосредствованию идет в направлении от использования индивидуальных к использованию групповых и культурных символов. Это может проявляться в том, что в процессе символизации с возрастом количество случаев применения индивидуальных символов сокращается и увеличивается количество случаев применения культурных символов.
Для исследования динамики развития символических способностей нами была разработана методика, которая позволяла дать количественную оценку выполнению заданий на символическому опосредствование. В эксперименте приняли участие 34 дошкольника старшей и подготовительной группы, 53 младших школьника (1-3 классы), 57 учащихся средних классов (5-8 классы) и 37 старшеклассников (9-11 классы).
Результаты проведенного эксперимента показали, что особенности символического опосредствования зависят от характера опосредуемой категории. Такие категории как «жизнь», «зло», «смерть» и «любовь» символизируются детьми весьма успешно и процесс символизации в данном случае не имеет ярко выраженной возрастной динамики. Мы можем сказать, что символизация этих категорий осваивается детьми одинаково успешно во всех возрастах. Эти категории, на наш взгляд, отражают наиболее существенные жизненные смыслы, которые широко представлены в нашей культуре. Нет ничего удивительного, что именно для этих категорий испытуемые используют культурные символы.
Вместе с тем такие категории, как «сила», «радость», «власть» и «мудрость» осваиваются в большей степени в старших возрастах.
Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о существовании индивидуальных, групповых и культурных символов.
Статьи
- Роль игрушки в развитии символической функции у детей младшего дошкольного возраста
М. МГППУ., 2006 г. - Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников,отстающих в развитии
Сб. докладов Межреспубликанской научно-практической конференции«Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития». Минск, с.24-32 - Развитие знаковосимволической деятельности у дошкольников со сниженным интеллектом в процессе обучения
Научные труды МПГУ, Серия «Психолого-педагогические науки». Прометей, 1999г. - О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики
Вопросы психологии, 2005, №1. - Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия
Вестник московского университета, 1993, №2, Стр.62-70