Роль игрушки в развитии символической функции у детей младшего дошкольного возраста

Рубрика:  Дошкольники 
Ключевые слова:  игра  игры и игрушки 
Версия для печати

Игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ней интенсивно формируются все психические процессы. И, прежде всего, одна из важнейших функций – знаково-символическая, с помощью, которой обеспечивается ориентировка в объективном мире, становление которой согласно Л.С. Выготскому, Д.Б. Эльконину, А.В. Зинченко связывают с развитием внутреннего плана.

Объектом исследования выступила роль игрушки в психическом развитии ребенка. Предметом - роль игрушки в развитии знаково-символической функции в дошкольном возрасте. Основной гипотезой было предположение о том, что полифункциональные и сюжетные (образные) игрушки развивают различные составляющие (компоненты) символической функции.

Следуя задачам исследования, работа проходила поэтапно. На первом этапе осуществлялась диагностика уровня развития символической функции. Нами были подобраны широко используемые в психологических исследованиях методики: «Покорми куклу», «Расставь мебель», «Собака-корова», «Город», «Пиктограмма», «Картинки-домики», «Метка», «Последовательные картинки».

Задачей второго этапа являлась разработка развивающей программы, которая строилась с использованием методики, предложенной Рзаевой Е.И. в ее диссертации «Развитие игрового пространства в дошкольном возрасте» под руководством Н.Е. Вераксы. В соответствии с уровнем развития были использованы разные схемы построения развивающих игр: в группе детей с низким и средним уровнем развития проводились игры с полифункциональными игрушками; в группе с высоким уровнем – с сюжетными игрушки.

Программа состояла из 8 игр, направленных на развитие функций кодирования, замещения в условиях мнимой ситуации и сюжета.

На третьем этапе, по окончанию реализации программы развивающих игр нами была проведена контрольная диагностика (те же методики констатирующего эксперимента, но с более сложной содержательной стороной). И проводился качественный и количественный анализ.

В процессе проведения программы обнаружились следующие особенности:

1. Трудности в переименованиях, придумывании новых названий, которые преодолевались организацией ряда условий:

  • «знакомость» игры (ко второй игре дети ясно представляли, как они будут играть);
  • введение мнимой ситуации, сюжета

Заметим, что эти трудности наблюдаются как у детей, играющих с полифункциональным материалом, так и у тех, кто занимался с сюжетными игрушками.

2. Тенденция к стереотипности ответов при осуществлении переименований и новых названий, которая проявлялась в двух вариантах:

  • сохранение названий - при использовании одного и того же материала есть тенденции сохранять от игры к игре одно и тоже название;
  • модифицированные ответы - часто дети в качестве новых названий предлагали модифицированные примеры экспериментатора или ответы других детей.

3. Трудности игры с бытовыми материалами (трудности с переименованиями и способами действия с предметами (ограниченность функционального использования).

Результаты исследования позволяют нам говорить о различном влиянии полифункциональной и сюжетной (образной) игрушки на развитие символической функции. Полифункциональные игрушки способствуют развитию надситуативности, умению «оторваться» от видимого объекта. Сюжетная (образная) игрушка задает иконический образ и развивает замещение, столь необходимое в игровой деятельности. При использовании полифункциональных игрушек обнаружилось, что введение мнимых ситуаций и сюжета значительно облегчают процесс переименования и выполнения игровых действий. В условиях мнимой ситуации дети, играющие с полифункциональным материалом, начинали действовать в соответствии с новым названием игрушки, то есть происходил «сдвиг названия на действие». Отметим также, что разнообразный полифункциональный материал по сравнению с сюжетными игрушками дает больше возможностей для переименований (придумывания новых названий).

Смотрите также:

Статьи