Роль игрушки в развитии символической функции у детей младшего дошкольного возраста
|
Игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ней интенсивно формируются все психические процессы. И, прежде всего, одна из важнейших функций – знаково-символическая, с помощью, которой обеспечивается ориентировка в объективном мире, становление которой согласно Л.С. Выготскому, Д.Б. Эльконину, А.В. Зинченко связывают с развитием внутреннего плана.
Объектом исследования выступила роль игрушки в психическом развитии ребенка. Предметом - роль игрушки в развитии знаково-символической функции в дошкольном возрасте. Основной гипотезой было предположение о том, что полифункциональные и сюжетные (образные) игрушки развивают различные составляющие (компоненты) символической функции.
Следуя задачам исследования, работа проходила поэтапно. На первом этапе осуществлялась диагностика уровня развития символической функции. Нами были подобраны широко используемые в психологических исследованиях методики: «Покорми куклу», «Расставь мебель», «Собака-корова», «Город», «Пиктограмма», «Картинки-домики», «Метка», «Последовательные картинки».
Задачей второго этапа являлась разработка развивающей программы, которая строилась с использованием методики, предложенной Рзаевой Е.И. в ее диссертации «Развитие игрового пространства в дошкольном возрасте» под руководством Н.Е. Вераксы. В соответствии с уровнем развития были использованы разные схемы построения развивающих игр: в группе детей с низким и средним уровнем развития проводились игры с полифункциональными игрушками; в группе с высоким уровнем – с сюжетными игрушки.
Программа состояла из 8 игр, направленных на развитие функций кодирования, замещения в условиях мнимой ситуации и сюжета.
На третьем этапе, по окончанию реализации программы развивающих игр нами была проведена контрольная диагностика (те же методики констатирующего эксперимента, но с более сложной содержательной стороной). И проводился качественный и количественный анализ.
В процессе проведения программы обнаружились следующие особенности:
1. Трудности в переименованиях, придумывании новых названий, которые преодолевались организацией ряда условий:
-
«знакомость» игры (ко второй игре дети ясно представляли, как они будут играть);
-
введение мнимой ситуации, сюжета
Заметим, что эти трудности наблюдаются как у детей, играющих с полифункциональным материалом, так и у тех, кто занимался с сюжетными игрушками.
2. Тенденция к стереотипности ответов при осуществлении переименований и новых названий, которая проявлялась в двух вариантах:
-
сохранение названий - при использовании одного и того же материала есть тенденции сохранять от игры к игре одно и тоже название;
-
модифицированные ответы - часто дети в качестве новых названий предлагали модифицированные примеры экспериментатора или ответы других детей.
3. Трудности игры с бытовыми материалами (трудности с переименованиями и способами действия с предметами (ограниченность функционального использования).
Результаты исследования позволяют нам говорить о различном влиянии полифункциональной и сюжетной (образной) игрушки на развитие символической функции. Полифункциональные игрушки способствуют развитию надситуативности, умению «оторваться» от видимого объекта. Сюжетная (образная) игрушка задает иконический образ и развивает замещение, столь необходимое в игровой деятельности. При использовании полифункциональных игрушек обнаружилось, что введение мнимых ситуаций и сюжета значительно облегчают процесс переименования и выполнения игровых действий. В условиях мнимой ситуации дети, играющие с полифункциональным материалом, начинали действовать в соответствии с новым названием игрушки, то есть происходил «сдвиг названия на действие». Отметим также, что разнообразный полифункциональный материал по сравнению с сюжетными игрушками дает больше возможностей для переименований (придумывания новых названий).
Статьи
- Игротека для детей с риском отставания в развитии: опыт русско-шведского сотрудничества
Вопросы психологии, 1997, №4. Стр.13-20. - Игра как вид деятельности
Вопросы психологии, 1978, №3,Стр.163-165 - Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках
Дошкольное воспитание, №4. 2005. Стр.98-108 - Игрушки: как оценить их качество
Дошкольное воспитание, 2005, №4 Стр. 68-73 - Значение игр с моделями в умственном развитии детей дошкольного возраста
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Как выбирать игрушки
Мама и малыш, 2005, №3. Материалы сайта www.psyparents.ru - Куклы нашего времени
Мама и малыш, 2005, №11. Материалы сайта www.psyparents.ru - Телепузик как герой нашего времени
«Дошкольное образование», №23 (71), декабрь 2001, Психологический институт РАО, Москва - Мягкая игрушка
Мама и малыш, 2005, №9. Материалы сайта www.psyparents.ru - Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
М.: МГППУ, 2006. - 320с.