Телепузик как герой нашего времени

Тип: статья
Рубрика:  Дошкольники 
Ключевые слова:  игры и игрушки 
Версия для печати

Телевизор как «воспитатель»

Телевидение все более активно проникает не только в нашу повседневную жизнь, но и в воспитание детей. Телевизор заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, бабушкины сказки и беседы с отцом. Перед этим наступлением наиболее беззащитной и зависимой категорией являются совсем маленькие дети. Если взрослые или подростки могут критично оценивать то, что показывают, могут переключить канал или просто выключить телевизор, то малыши смотрят все, что предлагают и разрешают им смотреть родители. К тому же у маленького ребенка еще не сформированы те механизмы защиты, которые позволяют взрослому человеку справиться с различными негативными воздействиями окружающей среды. Причем малыши не просто смотрят телепродукцию, они впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и предпочтения, его взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых, — игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы. Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, — это не только способ времяпрепровождения, но и эффективное средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Взрослые должны с особой ответственностью подходить к тому, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, поскольку все это закладывает фундамент их личности и мировоззрения.

Внимание: телепузики!

В последнее время крайне мало телепередач, специально созданных для малышей. На этом скудном фоне явный приоритет имеет широко известная всем дошкольникам и их родителям программа «Телепузики». Популярность этой передачи вышла далеко за пределы утренних просмотров. Образ «телепузика» стал своего рода символом детской субкультуры начала века. Игрушечные магазины буквально завалены куклами телепузиков (мягкими и твердыми, большими и маленькими, говорящими и молчащими). Детские шапочки, костюмчики, рюкзачки — все строится по образу и подобию телепузиков. Любимая игра наших дошкольников — опять же «в телепузиков», где они подражают их движениям, повторяют их интонации, воспроизводят сюжеты любимой передачи.

Учитывая столь массовый успех и несомненное влияние этого явления на неокрепшие души наших малышей, важно проанализировать содержание этой передачи. Следует отметить, что эта программа имеет достаточно широкую и разноречивую прессу — одни хвалят ее и восхищаются профессионализмом авторов, другие — возмущаются ее примитивностью и ограниченностью. Однако большинство отзывов на эту передачу принадлежит журналистам или родителям и имеет характер чисто эмоциональной реакции. Мы же попытаемся взглянуть на нее глазами детского психолога.

Телепузик без рода и племени

Итак, что же представляет собой любимый герой наших детей телепузик? По своему внешнему облику это нечто среднее между инопланетянином и роботом — неподвижная, без мимики маска, стеклянные глаза, антенны на голове, а в центре этого существа (там, где обычно располагаются сердце, душа или живот) — телевизор. В то же время очевидно, что телепузики — это дети. Их фигурки, интонации, забавная пластика движений — все соответствует образу маленького ребенка. Однако при этом в их жизни отсутствует главный атрибут детства и главное условие жизни ребенка, его физического и психического существования — родители. Это дети без семьи, без папы и мамы, без бабушки и дедушки. Отсутствие семьи и родителей принципиально отличает телепузиков от многочисленных персонажей детских книжек и мультиков. Не только дети, но и зайчики, белочки, котята всегда имеют маму и папу; причем отношения с близкими родственниками обычно составляют главную сюжетную линию произведений для детей.

В то же время телепузики вовсе не являются самостоятельными и независимыми субъектами. Они вообще не проявляют собственной воли и ничего не делают сами. Их действия подчинены жесткому руководству и контролю со стороны некоего голоса, исходящего свыше или из-под земли. Этот голос комментирует их движения, направляет их действия, приказывает и дает простые команды («стоять», «бежать», «спать»), которые они охотно исполняют. По словам авторов детского сериала, передача призвана «моделировать поведение маленьких детей». Функцию физического ухода осуществляет особый «персонаж» — пылесос, который убирает их экскременты и наводит порядок в их «стране». Традиционные функции родителя — уход и контроль — как бы распределяются между этими двумя инстанциями — голосом свыше и пылесосом. Однако эти дети лишены главного и необходимого для ребенка — родительской любви, ласки и внимания. Впрочем, для детей пылесоса эта функция, видимо, не нужна, потому что они — не люди.

Телепузики лишены всего человеческого и абсолютно безлики. Отсутствие характера и собственных поступков опять же принципиально отличают их от классических образов детской субкультуры. Чебурашка, Буратино, Незнайка и др., несмотря на сомнительность своего происхождения и отсутствие семьи, обладают ярко выраженной индивидуальностью и вполне человеческими личностными чертами, которые проявляются в их самостоятельных поступках. В отличие от этого телепузики не имеют своего лица; они различаются только цветом и размером. В остальном это совершенно безликая группа, радостно повторяющая по велению голоса одинаковые примитивные движения.

Что происходит в стране телепузиков? НИЧЕГО!

Отсюда еще одна отличительная особенность этой программы — полное отсутствие событий и какой-либо сюжетной основы. В волшебной стране, где живут телепузики, всегда голубое небо и светит солнце, все друг друга любят и все время улыбаются. Здесь нет никаких проблем и огорчений, ничего не случается, ничто не преодолевается. В любой самой простенькой детской сказке («Репка», «Колобок», «Теремок» и др.) всегда есть проблемное событие, задача, определяющая действие персонажей и смысловую ткань сказки. Даже в знаменитых коротких стишках А.Барто, которые для многих поколений детей остаются первыми, существует определенное сюжетное напряжение, ощущение опасности и ее преодоление («Уронили Мишку на пол», «Наша Таня громко плачет» и пр.). Без такой сюжетной основы, без содержания, которое определяет смысл действий персонажей, вообще не может быть произведения для детей, оно не имеет смысла. Человек вообще осуществляет какую-либо деятельность только в ситуации нехватки, недостачи, отсутствия чего-либо, в ситуации, когда это необходимо преодолеть. Иначе не возникает потребности и желания что-либо делать и наступает апатия, затормаживаются все жизненные процессы. Для этого в педагогике существует понятие «развивающий дискомфорт». В этой передаче ничего подобного нет.

К тому же, несмотря на то что телепузики задумывались и представляются как разнополые существа (два мальчика и две девочки), их полоролевые структуры не выражены. Большинство малышей не в состоянии отличить, кто из героев мальчик, а кто девочка. То есть полоролевой модели, которой впоследствии он будет подражать, тоже нет. Есть бессмысленные и бессодержательные движения одинаковых роботов-марионеток, для которых существует только одно состояние — непрерывного и гомогенного счастья. Они не ссорятся и не мирятся, ничего не ищут и никуда не идут. Между ними нет каких-либо устойчивых отношений, напоминающих человеческие. Их единственное желание — посмотреть в животе (телеэкране) партнера очередной документальный фрагмент.

Скучное кино в животе

Об этом фрагменте следует сказать особо, поскольку с ним связана познавательная задача данной программы. Этот документальный материал должен, по замыслу авторов, знакомить малышей с окружающей реальностью, показывать разные грани действительности, развивать их внимание, память, мышление и т.д. Детям показывают, как пасутся козы, как растут цветы, как работают врачи и ездят машины. Все эти социальные и природные явления представлены в чисто реалистичном, документальном формате. На экране движутся и говорят дети и взрослые, совершенно не готовые общаться через телекамеру, нередко с плохой дикцией. Они с явно фальшивым, наигранным оптимизмом сообщают малышам какую-либо полезную познавательную информацию о себе и об окружающем. Понятно, что эта информация не представляет для маленьких детей никакого интереса; она не доходит до них и тем более не усваивается ими. Эти фрагменты скучны и затянуты, к тому же они повторяются 2 раза, что для взрослых — полный абсурд, а для детей — мнимая возможность закрепить усвоенное.

Здесь маленькие телегерои лишены еще одного главного компонента, присущего функции родителя как носителя человеческой культуры, который, собственно, и задает основные линии развития ребенка. Эту функцию телевизор, встроенный в живот телепузика, восполнить не может, так как недостаточно только показать ребенку способ действия, необходимо его эмоционально вовлечь в эту деятельность, заинтересовать, заинтриговать, разъяснить его смысл, помочь сделать первый шаг и ответить на бесконечное количество детских вопросов, утешить в неудаче и похвалить за достижение. Только тогда действительно случается качественный шаг вперед, только тогда мы можем сказать о том, что наш ребенок не только растет, но и развивается.
В общем, познавательная, а тем более художественная ценность этих фрагментов весьма сомнительна. Они в отличие от телепузиков вовсе не соответствуют интересам малолетней аудитории. Малыши скучают и с нетерпением ждут новой встречи с любимыми героями.

Телепузия - страна без культуры и истории

Сама «волшебная страна», в которой живут телепузики, также «свободна от культуры»: пустынная местность, схожая разве что с необитаемым островом, на котором живут эти брошенные цивилизацией дети, у которых нет не только родственников, но и соседей, друзей; «техно-дом», в котором также отсутствуют какие-либо традиционные предметы обихода и интерьера, по которым можно определить национальную и социальную принадлежность обитателей дома. Архитектура жилища также наводит на грустные размышления: за всю историю развития человечества в земляных бункерах не жил никто, к тому же для детей это крайне вредно, под землей очень сыро. Это техно-дети, не имеющие ни прав, ни обязанностей, свободные от культурного и духовного наследия своей непонятной страны.

 За что же любят телепузиков?

Почему же столь странный продукт телеиндустрии, не выдерживающий никакой критики ни с художественной, ни с воспитательной, ни с познавательной точек зрения, завоевал столь широкую популярность в нашей стране, где существуют сильные традиции отличной детской литературы, мультипликации и вообще искусства для детей?

По-видимому, главной причиной «телепузикомании» является точный расчет на малолетнюю аудиторию. Известно, что в разработке этой программы принимали участие детские психологи из Англии. Они достаточно хорошо поработали и учли возрастные особенности и предпочтения детей от 6 месяцев до 2 лет. Замедленный темп, абсолютная понятность совершаемых движений, постоянные повторы, предсказуемость и узнаваемость каждого действия — все это делает передачу доступной и понятной, а потому любимой даже для младенцев. Малыши привязываются, «прилипают» к этим персонажам и начинают нуждаться в их воспроизведении. Формально передача действительно хорошо моделирует тип сознания годовалого ребенка. Но задача любого произведения для детей, как и воспитания вообще, не консервировать младенческий тип сознания, а развивать, вести вперед, в мир людей, в тот единственный мир, в котором живет ребенок. Здесь же, умело эксплуатируя предпочтения младенцев, авторы телепузиков сохраняют, укрепляют и останавливают формальные младенческие привязанности и этим инфантилизируют, можно сказать, зомбируют сознание наших детей. Бессмысленные движения, отсутствие воли и активности, формально-безразличные отношения становятся нормой и идеалом. Особенно опасно, что эту передачу любят смотреть не только дети раннего возраста, но и дошкольники, и даже дети 7—8 лет. Телепузики стали чем-то вроде будильника — перед школой или детским садом они с восторгом включают телевизор и наблюдают своих любимых героев.

Всему этому активно способствуют взрослые — не только родители, но и изготовители игрушек и ширпотреба для детей. В своем стремлении отвечать интересам своих детей (а главное — освободиться от них хотя бы на полчаса) родители с готовностью сажают их перед экраном, а потом охотно покупают для них куклы детей-роботов и умиляются детским играм в телепузиков. В результате сформировалось нечто вроде новой торговой марки или массовой рыночной конъюнктуры по производству и размножению «детей пылесоса». Сознание взрослых стало таким же объектом манипуляций, как и сознание детей.

Очевидно, что для рыночной стихии психологические последствия для развития детей не имеют никакого значения. Однако взрослые, воспитывающие маленьких детей (родители, педагоги, психологи), обязаны думать о том влиянии, которое могут оказать на них эти новые герои детской жизни.

Смотрите также:

Статьи