Роль родителей в оказании психологической помощи детям с низким социометрическим статусом
|
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень, активные, общительные и тихие, одиночки. Одних устраивает сложившееся положение в классе, другие страдают от него и не знают, не умеют его изменить. Некоторые дети, стремясь занять лидерскую позицию, выбирают неадекватные способы поведения, чем добиваются со стороны сверстников внимания «со знаком минус». Таким образом, они становятся объектом насмешек и презрения. К сожалению, активно или пассивно отвергаемые сверстниками ребята — явление часто встречающееся.
В работах зарубежных и отечественных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствуют возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учится. Они часто являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением.
Нередко неуверенные в себе ребята, старающиеся привлечь к себе внимание и повысить свою значимость, начинают лгать. Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки. Например, воровство может стать средством мести окружающим за свои беды.
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и психические расстройства. Также регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы. На этом вопросе мы и хотим остановиться подробнее. Мы предполагаем, что в большинстве случаев дети, отвергаемые сверстниками, выбирают подсознательные механизмы защиты, усугубляющие их положение в коллективе одноклассников. Ведущую роль родителей в формировании защитных психологических механизмов в своих работах подчеркивает Чумакова Е.В.
Защитные механизмы, оказав помощь личности в тяжелые моменты ее развития, не снимают свои заслоны. Личность продолжает обороняться от опасностей, которых больше нет в реальности. Таким образом, используемый подсознательный защитный механизм вызывает у жертвы неадекватные формы реагирования, которые в свою очередь провоцируют непонимание, насмешки и нападки со стороны окружающих.
В ходе проведенной психокоррекционной работы с отвергаемыми детьми, нами было замечено, что у детей-изгоев предпочитаемым является защитный механизм — вытеснение, тогда как у детей популярных — рационализация.
Проведенная психокоррекционная работа с психологическими защитами у детей с низким социометрическим статусом, позволяет говорить о следующей схеме формирования стилевых психологических защит, соответствующего защитного поведения и как следствия этого низкого статуса в коллективе. Изначально происходит одна или несколько психотравмирующих ситуаций (чаще всего в семье), реакция на которые у детей-изгоев изначально болезненная, обусловленная их ранним детским опытом в семье, личностными особенностями. Как реакция на травмирующую ситуацию у них чаще всего возникает психологическая защита вытеснение, то есть агрессивная или другая болезненная реакция остается, а ее истинная причина забывается. Причем, у таких детей часто встречается противоположные поведенческие тенденции, обусловленные семейным воспитанием и примером родителей, у одних — довольно жесткие установки на не проявление агрессии, у других — напротив прямое проявление агрессии. В первом случае проявление агрессии имеет скрытый, «партизанский» характер, может проявляться в нежелании помочь одноклассникам в учебе или «стукачестве», последнее возможно, как мы уже подчеркивали, только при поощрении учителя. Дети с этим типом реакции при определенных обстоятельствах подсознательно используют тактику «ухода в болезнь», это происходит тогда, когда резервы психики на поддержание нужного для психики уровня психологических защит истощаются. Во втором случае, мы сталкиваемся с открытым, неадекватным применением агрессии. Первый вариант поведения является, более социально приемлемым, чем второй. В связи с этим представляет интерес тот факт, что уровень внутреннего дискомфорта у детей, применяющих вторую тактику, значительно ниже, чем у детей подавляющих свою агрессию. Однако, и то, и другое поведение еще больше усложняет отношение к ним остальных ребят из класса, а соответственно делает их положение в классе еще более изолированными.
Таким образом, для получения стойкого положительного результата при оказании помощи детям-изолянтам необходимо проводить психокоррекционную работу с их родителями для снятия первичного психотравмирующего фактора. Это иллюстрируется в следующем примере.
Пример. Мальчик Миша 11 лет, ученик 4 класса с низким социометрическим статусом, на момент начала работы с психологом является мишенью для провокаций со стороны одноклассников, М.М.Кравцова называет такую роль «козлом отпущения». Мальчик своими реакциями, яркими агрессивными ответами на «тихие» провокации ребят из класса, подпитывает желание продолжать такое поведение по отношению к себе. Со стороны учителя отмечается не желание разбираться в создавшейся ситуации, предпочитается простая реакция обвинить во всем этого мальчика, ведь именно его бурные реакции «видны» и мешают учебному процессу. Первостепенной психокоррекционной задачей было изменить психологическую бессознательную и поведенческую реакцию на провокационные действия. Для этого, мы попросили мальчика представить образ своей реакции, он описал этот образ очень точно с психологической точки зрения, как котел, в котором кипит красная жидкость (распространенный образ агрессии), у этого котла имеется кран, через который сливается часть жидкости, когда ее в котле становиться очень много (точная метафора происходящего с подавляемой агрессией, когда ее накапливается слишком много, происходит выброс, это, как раз и было его агрессивной реакцией). Часто в работе с клиентами интуитивного типа мы предлагаем им самим найти способ образно справиться с проблемной ситуацией, что и было предложено мальчику в этом случае. Он сказал, что хотел бы залить этот кипящий котел голубой водой (в эмоционально-образной терапии этот образ считается мощным внутренним, позитивным символом личности, ее ресурсом). Когда клиент сделал это, то жидкость сначала перестала кипеть, а затем пропал и образ самого котла, остался лишь образ голубой воды. В ходе проведенной экологической проверки, была подтверждена эффективность проведенной психокоррекционной работы, мальчик реагировал спокойно на провокационное поведение одноклассников, психологическая защита, применяемая бессознательно в этом случае — рационализация. Этот же результат был подтвержден и при реальном общении. Ребята, которые «подкалывали» нашего клиента через некоторое время потеряли интерес к этому процессу, так как перестали получать подкрепление в виде бурной реакции нашего клиента и соответственно его последующего наказания учителем. По прошествии некоторого времени у этого мальчика стали налаживаться и дружеские отношения с одноклассниками. При психокоррекционной работе с мамой мальчика были выявлены процессы послужившие «почвой» для таких защитных реакций. Мама не принимала свою личность и, как следствие личность своего сына, это проявлялось в предъявлении к нему повышенных моральных требований и претензий по типу «ты не такой». Это и объясняет бурную реакцию на провокации одноклассников, в этом случае первичная травмирующая ситуация в семье, где его не принимают. Проведенная работа позволила нивелировать негативное воздействие мамы и повысить самооценку мальчика.
Итак, психокоррекционная работа с родителями, является неотъемлемым фактором стабильности результата получаемого при работе с отвергаемыми детьми.
ЛИТЕРАТУРА
- Кравцова М.М. Дети-изгои. — М., 2005.
- Линде Н.Д. Методика изменения эмоционального состояния через трансформацию образа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. № 1. С. 33-41.
- Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. — М., 2002.
- Линде Н.Д. Телесность в эмоционально-образной терапии // Материалы межведомственной научно-практической конференции. Междисциплинарные проблемы психологии телесности. — М., 2004.
- Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. — М., 2004.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб., 2001.
- Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе дето-родительского взаимодействия. — Дис. канд. псих. наук. — СПб., 1998.
Статьи
- Влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие младших школьников
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей
Вопросы психологии, 2004, №2. - Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни
Вопросы психологии, 2004, №5. - Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников
Вопросы психологии, 2001, №4. - К вопросу о формировании гендерной социализации ребенка в семье
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Особенности жизнедеятельности родительской семьи, влияющие на развитие тревожности личности
3 часть М., 2005. - 560 с.