Особенности жизнедеятельности родительской семьи, влияющие на развитие тревожности личности
|
В наши дни, в условиях напряженной жизни общества, невротическое поведение, стрессы приобретают значительно больший, чем прежде размах, влияя на эмоциональное состояние взрослых, на их взаимоотношения и на семейную ситуацию развития детей в целом.
Проблема тревожности заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление причин возникновения тревожности личности, изучение тревогоформирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволяет дать адекватную оценку индивидуальным и возрастным закономерностям развития ребенка, провести необходимую работу по профилактике негативных проявлений тревожности.
Анализ определений тревожности в психологической литературе раскрывает многообразные ее проявления:
-
эмоциональное состояние в определенной ситуации,
-
устойчивое свойство, черта личности или темперамента,
-
устойчиво сохраняющееся, сильное, хроническое состояние, которое считается признаком эмоциональных нарушений.
На наш взгляд, личностная тревожность выступает, как сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. В логике организации семьи, как функционального субъекта, детерминирующего развитие личности, одним из основных параметров выступает система напряжений между родовыми структурами матери и отца ребенка (В.К. Шабельников, 2002, 2004). Поэтому ребенок неосознанно стягивает и согласовывает в себе детерминирующие его родительские линии. Рассогласование в позициях, векторах мотивации и энергии жизни родителей определяет степень личностной напряженности ребенка. Степень личностной напряженности проявляется затем как в энергии включения человека в социальное пространство, в его деловой и творческой активности, так и в невротичности, тревожности и прочих личностных качествах.
Семейные отношения являются той средой, которая детерминирует психическое развитие ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим и высокой тревожности.
Влияние родителей особенно велико, потому что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Дети, жизненный опыт которых, включал широкий набор различных ситуаций, и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.
Усилению тревожности в ребенке способствуют и завышенные требования со стороны родителей. Они создают ситуацию хронической неуспешности, абстрагируясь от реальных возможностей ребенка. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов и тревог. Все это способствует формированию неадекватной самооценки, смысловых барьеров в общении и повышению агрессивного начала в ребенке.
Отечественные и зарубежные исследователи: Захаров А.И., Гарбузов В.И., Меньшикова Е.С., Адлер А, Берн Э., Бомринд Д., Крайг Г. и др. выделяют такие параметры взаимодействия родителей с детьми как родительский контроль и родительская теплота, которые оказывают решающее влияние на возникновение тревожности личности.
На основании клинических наблюдений и экспериментальных психологических исследований А.И. Захаров дает комплексную характеристику личностных особенностей матерей, чьи дети страдают неврозом. Наряду с сензитивностью, тревожностью и неуверенностью в себе этих матерей отличает излишняя пунктуальность, принципиальность в моральных требованиях, ригидность мышления, нетерпимость, склонность к образованию сверхценных идей, высокая конфликтность в сфере межличностных отношений, недостаточная эмоциональная отзывчивость. У отцов на первый план выступали черты мягкости, пассивности, некоторой минорности общего фона настроения.
Результатом подобных личностных особенностей является извращенная ролевая структура семьи, в которой мать излишне «мужественна» — недостаточно эмоционально отзывчива и эмпатична, зато требовательна и категорична, а отец «женственен» — мягок, раним, не способен управлять ситуацией. Очевидно, что родители с подобными характерологическими особенностями представляют ребенку искаженные образцы для идентификации и усвоения социальных образцов поведения, что ведет к повышению уровня тревожности.
Оба родителя обладают также сходной структурой неудовлетворенных потребностей — в основном, это фрустрация потребности в эмоциональной близости, заостренное желание независимости, сочетающееся со страхом перемен, чувство внутреннего дискомфорта, внутренняя конфликтность и недовольство собой. Однако душевная усталость, неадекватные способы самоутверждения не позволяют родителям адекватно увидеть и принять себя такими, какие они есть, искать конструктивные пути разрешения собственных конфликтов. Ребенок в такой семье выступает в качестве «козла отпущения», принимающего на себя проекции родительских конфликтов, а его невроз становится клиническим выражением личностных проблем родителей (А.И. Захаров, 1982, 2000).
Для предупреждения развития тревожности личности в семье психологу важно учитывать характерологические особенности родителей. Так, Прихожан A.M. раскрывает, что возникновению и накоплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой, все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя всецело ориентироваться на семью.
По данным исследованиям А.М. Прихожан — клинический анализ показал, что матери тревожных делятся на 3 группы:
-
очень активные, сильные, стремящиеся полностью выстраивать и контролировать жизнь ребенка и всей семьи;
-
ригидные;
-
беспомощно-пассивные.
Тревожные дети чувствуют себя в семье значительно менее уверенно, чем не тревожные, семья не дает им переживания межличностной надежности, защищенности. Тревожным подростком мать воспринимается, как принимающая, заботливая, но одновременно ненадежная и доминантная. Отец — требовательный, принимающий, но доминантный и ненадежный.
Обнаруживают связь, в основном, такие характеристики семейного воспитания, как: непредсказуемость поведения родителей, создающая ощущение нестабильности, а так же доминантная, авторитарная позиция. В переживаниях тревожных школьников выражены чувства собственной зависимости и вины, а невыраженным является чувство защищенности.
Важно отметить, что тревожность развивается как уровень повышенной ориентировки в пространстве при развитии личности в таких семейных структурах, где есть значительная рассогласованность функций родителей в организации семьи (В.К. Шабельников). Прежде всего, это такое рассогласование функций родителей, которое создает детям чувство незащищенности. Для мальчиков особую роль играет мать, которая не только обеспечивает ребенку физическую и эмоциональную защиту, но и развивает в сыне чувство уверенности или неуверенности в себе как в мужчине. Для развития тревожности у девочек важную роль играет фактор защищенности со стороны отца, обеспечивающего дочери чувство уверенности в своих женских качествах.
Таким образом, изучение и анализ причин и следствий возникновения и развития тревожности, как устойчивого личностного образования является необходимым этапом для своевременной психопрофилактики и преодоления негативных последствий тревожности.
ЛИТЕРАТУРА
-
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
-
Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: МПСИ; Воронеж НПО «МОДЕК», 2000.
-
Шабельников В.К. Функциональная психология. — М.: Академический проект, 2004.
Статьи
- Взаимосвязь родительских установок и выбора детьми круга референтных лиц
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Взаимосвязь факторов рассогласования материнских представлений о ребенке с реальными особенностями ребенка и материнским отношением к нему
М., 2005. - 560 с. - Влияние детско-родительских отношений на социализацию телесных функций у соматически неблагополучных подростков
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние личностных особенностей родителей на развитие рефлексии
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников
Вопросы психологии, 2001, №4. - Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни
Вопросы психологии, 2004, №5. - Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии
Вопросы психологии, 2002, №6, стр. 15-23 - Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.
журнал "Психологическая диагностика" 2005, № 4, Стр. 70 - 103