Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

В нынешнее время проблемы, связанные с профессиональным и личностным самоопределением тревожат многих современных философов, психологов, публицистов и пронизывает все стороны человеческой жизни. Эта проблема представлена в профессиональной консультации, понимаемой не только как помощь в выборе профессии, но и как помощь человеку самоопределиться в сложном современном мире, чтобы наиболее достойно реализовать свои таланты, а в идеале и развить их (6).

Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека (2).

На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Проблема влияния семьи на самоопределение личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии (1).

Как известно, ведущим типом деятельности старшеклассников является профессиональное самоопределение. Семья является первичной ячейкой общества, и отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет, то есть, как самоопределиться.

Гипотеза исследования: мы предположили, что различные типы родительских отношений по-разному влияют на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Методы исследования: тесты для выявления родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина (7), для изучения профессионального самоопределения старшеклассников—«Профессиональные намерения старшеклассников» (Л.М. Фридман и Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович) (8).

Результаты экспериментального исследования взаимосвязи типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников

В исследовании приняли участие 112 человек: 56 учащихся 10-х классов и 56 родителей этих же учеников. Тестирование учащихся 10-х классов и их родителей проводилось с целью изучения профессионального самоопределения и родительского отношения.

Работа с родителями была проведена на родительском собрании, предварительно объяснив им значимость данного исследования для понимания происходящих процессов в классе. Мы использовали диагностику родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Входящие в нее вопросы позволяют получить информацию о родительском отношении. Всего выделено пять видов (шкал) родительских отношений: 1 — «принятие-отвержение», 2 — «кооперация», 3 — «симбиоз», 4 — «авторитарная гиперсоциализация», 5 — «маленький неудачник». Приведенный в приложении текст методики допускал два варианта ответа на поставленные вопросы: «Да», «Нет».

Проводилось обследование группы старшеклассников 15-16 лет, учащихся 10 класса, в составе 56 человек из них 22 мальчиков и 34 девочек.

Мы использовали методику изучения профессиональных намерений старшеклассников, позволяющую определить наличие готовности к выбору профессии, Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович.

Данная методика содержит пять шкал: 1 — «уровень сведений об общих планах учащихся», 2 — «степень увлеченности профессиональных намерениях учащихся», 3 — «уровень знаний о выбранной профессии», 4 — «оценка школьника своей пригодности к профессии», 5 — «уровень профессионального самоопределения».

По результатам исследования следует вывод, что, несмотря на высокую увлеченность, на высокую оценку школьников своей пригодности, хорошие сведения об общих планах; показатель знаний о выбранной профессии, почти, у половины старшеклассников низкий, то есть они недостаточно знают о профессии, по которой самоопределились.

Большее количество современных родителей имеют эмоционально — позитивное отношение к своим детям. При обработке анкет родителей каждая шкала оценивалась по уровням (низкий, средний, высокий), предполагалось по высокому уровню выявить наиболее ярко выраженное отношение, но получилось так, что у некоторых родителей высокие уровни прослеживались сразу по нескольким шкалам.

Поэтому, в отличие от теории, как показывает практика, в реальной жизни, мы не можем приписать одно определенное отношение родителей к ребенку.
Сопоставляя полученные статистические данные родителей и детей, приведенные ниже в таблице, мы прослеживаем взаимосвязь родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников.

Как видно из таблицы, полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что:

При высоких показателях (44,64%) принятия родителями своих детей по методике А.Я. Варга, В.В. Столина, получились высокие показатели по всем шкалам, методики изучения профессиональных намерений старшеклассников. Особенно выделена шкала «Увлеченности и профессиональных намерений» (33,93%). При низких показателях (11%) шкалы «принятие — отвержение» из таблицы видно, что вообще нет высоких показателей по шкалам: «Степени увлеченности и профессиональных намерений учащихся», «Оценке школьника своей пригодности к профессии», а по «Профессиональному самоопределению», нет и среднего уровня.

Высокие показатели родителей по шкале «кооперация», соответствуют высоким показателям всех шкал учащихся, но больший процент занимает шкала профессионального самоопределения (28,6).

Низкий показатель шкалы «симбиоз» соответствует высоким показателям всех шкал учащихся. Низкий показатель «самоопределения», пересекается с высоким показателем «симбиоза».

  1. Высокие показатели «авторитарной гиперсоциализации» пересекаются с высокими показателями по всем шкалам, изучения профессиональных намерений старшеклассников, особенно, высокий уровень (25%) заняла шкала «знаний о выбранной профессии». Параллельно прослеживается следующее: при низком уровне «авторитарной гиперсоциализации» нет высоких показателей.
    При высоких показателях по шкале «маленький неудачник» — низкая оценка школьников своей пригодности.
  2. Гипотеза нашего исследования подтвердилась, то есть различные типы родительских отношений по-разному влияют на профессиональное самоопределение старшеклассников. Тип отношения «кооперация» — социально желательный образ родительского отношения, способствует успешному профессиональному самоопределению старшеклассников. Также окончательному профессиональному самоопределению способствует тип родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация», но эта определенность большей степени достигнута родителями. Остальные типы родительских отношений «симбиоз», «маленький неудачник» не способствует успешному самоопределению старшеклассников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 1996. 178 с.
  2. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. 265 с.
  3. Кухарчук A.M., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. — Минск. 1976. 244 с.
  4. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1990. 354 с.
  5. Мухина B.C. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество. Учебн. для студентов вузов — 5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. 452 с.
  6. Пряжников Н С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М., 1996. 225 с.
  7. Райгодский Д.Я Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. 672 с.
  8. Салимова P.M. Психологическая практика студентов. Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов очного и заочного отделений педвузов. — Стерлитамак: СГПИ, 2003.70 с.
  9. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. — Свердловск, 1986. 142 с.
Смотрите также:

Статьи