Профориентация как часть социально-педагогической деятельности в школе

Версия для печати

В рамках обозначенной проблемы нами было проведено исследование, целью которого является разработка системы профориентационной работы в школе.

Анализ изученной нами литературы показал, что теоретической основой для разработки проблемы проведения профориентационной работы в общеобразовательной школе являются труды известных исследователей: Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, Н.С. Пряжникова, А.П. Чернявской и многих других.

А.П. Чернявская выделяет метод индивидуальной профориентации как основной и неотъемлемый метод профориентационной работы в средних и старших классах.

Р. Каверина обращает внимание на изучение способностей школьников, которые, по ее мнению, являются основой профориентационной работы.

Ю. Дубинская отмечает необходимость начинать профориентационную работу еще в начальных классах и продолжать ее поэтапно на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.

Исследования С. Гриншпун посвящены формированию личностно-делового потенциала у учащихся как основы успешной и эффективной профориентации в школе.

Е.А. Климов и Н.С. Пряжников выделяют классификацию основных методов профориентационной работы в школе, причины необходимости ее проведения. Они дают также анализ основных форм и методов профессиональной работы в школе на разных возрастных этапах.

Многие авторы предлагают системы методов по проведению профориентационной работы в школе на разных возрастных этапах, но на практике специалисты используют только отдельные методики из данных систем, что является причиной неэффективности работы.

В процессе проведения исследования нами были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнительное изучение различных подходов к предмету исследования, теоретические методы анализа и синтеза. Использовались эмпирические методы исследования (беседа, тестирование, опросники), игровые методы (профориентационные игры и упражнения), рисуночные методы.

В результате апробации профориентационных методик на учащихся школы №392 Куйбышевского района ВАО г. Москвы выявлено следующее: 

  • на сегодняшний день профориентация поставлена в данной школе очень слабо (только в 9-м классе);
  • профориентация осуществляется в школе не по системе, а как разовое занятие (тест на предпочтение вида деятельности). Отсюда следует, что данная работа не является эффективной и не может приносить положительные результаты.

По данным статистики, приведенным в газете «Панорама образования», (№5 (17), 2001), с 1998 по 2001 год из общего числа выпускников вузов Москвы только 32 % работают по полученной специальности, 47,8 % не могут устроиться на работу по специальности (низкий оклад или отсутствие вакансий), а 20,2 % не работают по специальности, так как она не соответствует внутренним потребностям.

Данные о проведении профориентационной работы в школах Москвы можно представить следующей таблицей: 

Наличие профориентационной работы:

Количество школ, охваченных профориентационной работой

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Только в 10-х и 11-х классах

26%

28,5 %

25%

В 9, 10-х и 11-х классах

20%

23%

24,6 %

В 8, 9-х и 10, 11-х классах

8%

8,5%

8,4%

Работа не ведется

46%

43%

42%

Все вышеприведенные данные дают основание сделать вывод о том, что профориентационная работа в школе на сегодняшний день поставлена очень слабо, в большинстве случаев не приносит должного результата, не является эффективной или не ведется вообще, что часто приводит к неправильному выбору профессии учащимися, а следовательно, нереализованности личности учащегося в профессиональной деятельности

Таким образом, мы можем предположить, что если профориентационная работа будет представлять собой систему, непрерывно осуществляемую на протяжении всего времени обучения ребенка в школе (с 1-го по 11-й классы) с учетом возрастных особенностей, уровня образования и профориентационной подготовки, способностей, возможностей, интересов и личностных качеств учащихся, то, несомненно, результат будет убедительным.

Полученные данные исследования показали, что профориентационная работа в школе возможна и социальный педагог, специализирующийся на адаптации личности в обществе и работающий на стыке образования и социума, должен проводить такую работу.