Детская психология
 

Профориентация как часть социально-педагогической деятельности в школе

Версия для печати

В рамках обозначенной проблемы нами было проведено исследование, целью которого является разработка системы профориентационной работы в школе.

Анализ изученной нами литературы показал, что теоретической основой для разработки проблемы проведения профориентационной работы в общеобразовательной школе являются труды известных исследователей: Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, Н.С. Пряжникова, А.П. Чернявской и многих других.

А.П. Чернявская выделяет метод индивидуальной профориентации как основной и неотъемлемый метод профориентационной работы в средних и старших классах.

Р. Каверина обращает внимание на изучение способностей школьников, которые, по ее мнению, являются основой профориентационной работы.

Ю. Дубинская отмечает необходимость начинать профориентационную работу еще в начальных классах и продолжать ее поэтапно на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.

Исследования С. Гриншпун посвящены формированию личностно-делового потенциала у учащихся как основы успешной и эффективной профориентации в школе.

Е.А. Климов и Н.С. Пряжников выделяют классификацию основных методов профориентационной работы в школе, причины необходимости ее проведения. Они дают также анализ основных форм и методов профессиональной работы в школе на разных возрастных этапах.

Многие авторы предлагают системы методов по проведению профориентационной работы в школе на разных возрастных этапах, но на практике специалисты используют только отдельные методики из данных систем, что является причиной неэффективности работы.

В процессе проведения исследования нами были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнительное изучение различных подходов к предмету исследования, теоретические методы анализа и синтеза. Использовались эмпирические методы исследования (беседа, тестирование, опросники), игровые методы (профориентационные игры и упражнения), рисуночные методы.

В результате апробации профориентационных методик на учащихся школы №392 Куйбышевского района ВАО г. Москвы выявлено следующее: 

  • на сегодняшний день профориентация поставлена в данной школе очень слабо (только в 9-м классе);
  • профориентация осуществляется в школе не по системе, а как разовое занятие (тест на предпочтение вида деятельности). Отсюда следует, что данная работа не является эффективной и не может приносить положительные результаты.

По данным статистики, приведенным в газете «Панорама образования», (№5 (17), 2001), с 1998 по 2001 год из общего числа выпускников вузов Москвы только 32 % работают по полученной специальности, 47,8 % не могут устроиться на работу по специальности (низкий оклад или отсутствие вакансий), а 20,2 % не работают по специальности, так как она не соответствует внутренним потребностям.

Данные о проведении профориентационной работы в школах Москвы можно представить следующей таблицей: 

Наличие профориентационной работы:

Количество школ, охваченных профориентационной работой

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Только в 10-х и 11-х классах

26%

28,5 %

25%

В 9, 10-х и 11-х классах

20%

23%

24,6 %

В 8, 9-х и 10, 11-х классах

8%

8,5%

8,4%

Работа не ведется

46%

43%

42%

Все вышеприведенные данные дают основание сделать вывод о том, что профориентационная работа в школе на сегодняшний день поставлена очень слабо, в большинстве случаев не приносит должного результата, не является эффективной или не ведется вообще, что часто приводит к неправильному выбору профессии учащимися, а следовательно, нереализованности личности учащегося в профессиональной деятельности

Таким образом, мы можем предположить, что если профориентационная работа будет представлять собой систему, непрерывно осуществляемую на протяжении всего времени обучения ребенка в школе (с 1-го по 11-й классы) с учетом возрастных особенностей, уровня образования и профориентационной подготовки, способностей, возможностей, интересов и личностных качеств учащихся, то, несомненно, результат будет убедительным.

Полученные данные исследования показали, что профориентационная работа в школе возможна и социальный педагог, специализирующийся на адаптации личности в обществе и работающий на стыке образования и социума, должен проводить такую работу.

Новости психологии

21.06.2021

Разновозрастной отряд в детском школьном лагере: что можно делать?


27.05.2021

Подборка актуальной литературы


13.05.2021

Ребёнок становится понятным для родителей



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика