Представление о критериях эффективности профориентационной работы у подростков
|
Проблема эффективности профориентационной работы имеет особое значение, как в теоретическом, так и практическом плане.
Несмотря на то, что профориентацией занимаются различные специалисты и написано достаточно большое количество научных трудов, об эффективности самой профориентации зачастую умалчивается. Связано это и с тем, что прогнозировать результат вещь достаточно неблагодарная, а во вторых, авторы зачастую используют сиюминутные критерии эффективности, в конце концов, каждый сам вершит свою судьбу. В результате мы сталкиваемся с тем, что любой человек, вооружившись методикой какого-нибудь автора, может стать профконсультантом, и вести работу с подрастающим поколением. Определить эффективность той или иной методики, если это не стандартизированный тест, довольно сложно. В одних условиях она работает, в других нет. В результате оценка эффективности просто не проводится, т.к. критериев эффективности профориентационной работы нет. А реалии современной профориентации таковы, что ее проводят не только профконсультанты, но и психологи, учителя. Какие ориентиры дать для тех, кто является непрофильным специалистом. Ведь от эффективности их работы зависит дальнейшее будущее оптанта.
Поскольку главный критерий и показатель эффективности профориентационной работы – это сама человеческая жизнь (состоявшаяся или несостоявшаяся), оценить которую можно лишь через множество лет, то обсуждаемая проблема приобретает особую сложность, ведь получается, что мы можем лишь предполагать, насколько в будущем оправдаются профориентационные рекомендации, но не можем утверждать однозначно, что данная помощь подростку оказалась оптимальной.
Подходя к теме критериев эффективности, которые позволили бы максимально точно определить эффективность проведенной профориентационной работы. Коротко определим предпосылки, из которых мы исходили, формулируя данные критерии, это:
-
Простота применения критериев.
-
Структурированность и целостность инструментария.
-
Критерии можно применить здесь и сейчас.
-
Критерии эффективности относятся к профконсультации, как к процессу и не оценивают каждый метод по отдельности.
После проведения значительной практической работы выведены следующие критерии эффективности профориентационной работы. Данные критерии тесно взаимосвязаны с целями профессионального самоопределения оптанта.
-
Конкретность полученных результатов. Исходя из того, что четкое осознание конкретной профессиональной цели, должно определятся не только названием профессии, но и определением всех атрибутов жизни. Мы говорим о том, что исходом профориентирующих мероприятий должен быть конкретный выбор.
-
Измеримость результатов. Исходя из принципа, что люди выбирают не профессии, а образ жизни. Мы приходим к выводу, что измеримость достижения профессионального и жизненного успеха не может ограничиваться сугубо трудовыми успехами (карьера, деньги, трудовые достижения). Успех может описываться в зависимости от собственного осознания смысла трудовой деятельности оптанта. Безусловно, поиск смысла для каждого человека сугубо индивидуален и может иметь несколько показателей.
-
Определенные временные рамки достижения результата. Исходя из принципа, что профориентатор работая с прошлым и настоящим оптанта, должен ориентироваться на будущее. Мы должны четко обрисовывать временную картину достижения цели с основными промежуточными целями и критическими точками.
-
Необходимость достижения данного результата. Сложный для оценки критерий, направленный в первую очередь на понимание того, насколько оптант самостоятелен в выборе решения. Также критерий необходим для понимания того, насколько данный выбор жизненно важен для оптанта и готов ли на возможные «жертвы» для достижения цели.
-
Достижимость результата и реальность поставленной цели. Ставя для себя профессиональную цель, оптант должен четко осознавать, насколько она достижима и реальна в своем исполнении.
-
Работа профориентатора должна учитывать все критерии эффективности его работы. Построение системы профориентации согласно выставленным приоритетам и данным критериям эффективности позволит, как показало их практическое применение, выстроить последовательную и глубокую схему работы, затрагивающую все аспекты профессионального выбора подростка.
Статьи
- Профориентация как часть социально-педагогической деятельности в школе
М., МГППУ, 2002 - Психология профессионального самоопределения
Киев: Наукова думка,1988 - Факторы профессионального самоопределения старшеклассников
М., 2005.