Факторы профессионального самоопределения старшеклассников

Автор: Кузнецов К.Г. 
Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Основанием для выбора этой темы стало замечание Е. А. Климова в его книге «Как выбирать профессию» в разделе «типичные ошибки при выборе профессии», о том, что ориентация на учебный предмет как фактор профессионального самоопределения является явным «просчетом» со стороны оптанта и, в этом смысле, нам показалось интересным: насколько часто школьники используют данный фактор,на сколько он достоверен, на какие еще факторы опираются школьники, их достоверность, ну, и, особенности построения профессиональных перспектив старшими школьниками.

Задачи исследования:

  • исследование теоретического материала по данной проблематике
  • апробирование активизирующих профессиональное самоопределение методик на подростковой группе
  • установить взаимосвязь ориентации на учебный предмет и реальных профессиональных предпочтений
  • изучение особенностей ситуации выбора профессии современным подростком

Гипотеза:

  • старшеклассники используют ориентацию на учебный предмет как основной фактор при выборе будущей профессии.
  • этот выбор не соответствует реальным профессиональным предпочтениям и возможностям

Исследование проводилось с 10-классниками (15-16лет) в двух государственных и одной частной школах: УВК№1056, школа №823, негосударственное образовательное учреждение (НОУ) «Гармония».

В соответствии с поставленной вначале нашей работы гипотезой, на наш взгляд, целесообразно было разделить нашу работу на три основных этапа:

1. Выявление факторов, опираясь на которые старшеклассник выбирает будущую профессию (или профессиональную область)
2. Выявление реальных профессиональных предпочтений и возможностей на основе таких методик, как «за и против 1», «за и против 2», «за и против 3» (Н.С.Пряжников), «дифференциальный диагностический опросник» (Е.А.Климов), «геометрический рисунок человека» (Н.Махоуни, модификация А.В. Либин), «Советчик» (Н.С.Пряжников), а также нами были использованы такие активизирующие методики как «Профессия на букву…», «Цепочка профессий», «Самая- самая» 3.Соотнесение результатов первого и второго этапов

На его основе мы имеем возможность выявить основной фактор, опираясь на который, старшеклассники формируют профессиональные предпочтения, а также установить, насколько этот фактор можно считать надёжным.

На основе беседы и опросника по схеме построения личной профессиональной перспективы были выявлены следующие факты:

1.

  • 40% от общего числа делают свой выбор, основываясь на внешкольных занятиях (спортивные секции, курсы, кружки, клубы). Например: Анастасия П. в будущем собирается стать переводчиком, с третьего класса посещает курсы английского, на которые её записала мама.
  • 26% испытуемых основываются на учебном предмете.
  • 18% фактор «приемственности» (в основном это ученики частной школы «Гармония»), так как после школы их будут «пристраивать» на работу родители, а сейчас даже не представляют себе, чем они будут заниматься в будущем.
  • 15% ещё не сделали свой выбор (сюда входят те испытуемые, которые не определили даже область профессиональных предпочтений).

Также мы попробовали выявить мотивы, движущие молодыми людьми при выборе места будущей учебы и профессии. Безусловно, такое распределение носит достаточно условный характер, т. к. разрабатывалось на основе качественного анализа, но полученные данные показались нам интересными.

Из представленной диаграммы видно, что на первом месте среди мотивов профессионального самоопределения у молодых людей выступает материальная заинтересованность (33%), далее идет удовлетворение работой, как мотивационный компонент профессиональной деятельности (30%), равные позиции занимают стремление к комфортности, благоустроенности и профессиональная направленность, т.е. стремление к профессиональной компетентности, профессиональному росту (13%). Последнее место среди мотивов самоопределения занимает т.н. «нравственная сторона», т.е. осознание необходимости выбранной профессии для общества в целом или его части (5%).

Выводы, сделанные на основании первого этапа нашего экспериментального исследования:

1.Большинство испытуемых на данном этапе слабо (а чаще всего вообще никак) ориентируются в ситуации, сложившейся на рынке труда, однако, нами было отмечен интерес участников эксперимента к затронутым вопросам.

2.Первая часть нашей гипотезы не подтвердилась, однако выявлено, что в основном испытуемые при выборе будущей профессии основываются на своих внешкольных занятиях, соответствие этого фактора с реальными профессиональными предпочтениями и возможностями мы рассмотрим на следующем этапе.

3.молодые люди собираются искать профессию исходя из того, сколько за их работу будут платить; возможно, это происходит из-за экономической нестабильности в нашей стране, кроме того, в модной литературе и новых кинофильмах (в основном зарубежного производства) материальные ценности занимают отнюдь не последнее место.

В результате соотнесения первого и второго этапов мы получили следующие данные: у 29% от общего количества испытуемых результаты тестов совпали с выбранной в начале эксперимента профессией (причём 22% основывались при выборе профессии на внешкольных занятиях, а 7% — на учебных предметах); 7% испытуемым по результатам тестов можно порекомендовать отказаться от обозначенной в начале эксперимента деятельности (все они входят в число тех, кого после школы будут «пристраивать» родители); 62% показали нейтральный результат (выбранная деятельность не проявилась ни в положительных, ни в отрицательных предпочтениях).

Из представленной диаграммы видно, что самым правильным из выявленных факторов, если можно так сказать, является фактор ориентации на внешкольную деятельность, ориентация на учебный предмет фактор ненадежный, вредным можно назвать фактор «преемственности» (когда родители собираются «пристраивать» своих детей).

Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась лишь отчасти, так как, во-первых, фактор ориентации на учебный предмет следовал сразу после фактора ориентации на внешкольные занятия и при большей выборке (например, 1000 испытуемых) возможно, эти два фактора поменялись бы местами, особенно если в области где это исследование будет проводиться не созданы условия для большого выбора внешкольных занятий(здесь имеется в виду спортивные секции, кружки, клубы и т.д.). Во-вторых, выявлено, что опираться на учебный предмет при выборе будущей профессии не стоит, у испытуемых которые использовали этот фактор как основной очень мало совпадений с результатами тестов.

На основании нашей работы мы можем сделать следующие выводы:

1. Изучая теоритический материал нам удалось выявить, что окончание подросткового возраста можно назвать «эпохой самоопределения», намеки на это можно найти у таких видных отечественных ученых как, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, а Л.И. Божович прямо писала о таком новообразовании как «самоопределение».

2. В результате проведения экспериментального исследования был отмечен пассивный уровень при построении личной перспективы («на курсы меня записала мама», ), на наш взгляд это важная характеристика не только школьников, но и возможно многих других представителей российского общества, причем не только при выборе профессии, однако мы понимаем, что это спорный вопрос и что он выходит за рамки нашей работы.

3. Из всего предыдущего следует, что активизация профессионального и личностного самоопределения имеет огромную востребованность в современной российской школе, и ценность такого вида деятельности выходит далеко за рамки традиционно понимаемой профориентации.

В заключение нам бы хотелось обратить ваше внимание на следующее наблюдение. Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы. В этом смысле вклад в развитии профориентации могут сделать использованные в нашей работе активизирующие профессиональное самоопределение методы, более того, эти методы могут позволить развиваться и самому психологу-практику.

Смотрите также:

Статьи