Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности
|
С помощью разработанных компьютеризованных методик проведено исследование образной и вербальной креативности (тесты Е. Торранса и С. Медник) среди студентов различных специальностей: математика, биология, инженерия и социальная работа (206 мужчин и 246 женщин). Параллельно осуществлялось измерение вербального и образного интеллекта. Установлено доминирование мужчин по показателям образной креативности, которое может нивелироваться при смещении социальных ролей: выборе женщинами более "мужских" профессий, причем необходимым условием такого исчезновения половых различий в образной креативности является достаточный уровень развития интеллектуальных способностей у женщин. По вербальной креативности, определенной согласно ассоциативному тесту, достоверных различий между мужчинами и женщинами не установлено, однако наблюдается тенденция доминирования мужчин по оригинальности ассоциативного вербального мышления, и в группах инженеров и биологов эта разница становится достоверной. Таким образом, можно предположить, что изменения полоролевых стереотипов (например, социально обусловленной профессиональной напрвавленности развития личности) в определенной мере могут компенсировать биологически обусловленные межполовые различия в когнитивных способностях, в том числе креативных.
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- Психология профессионального самоопределения
Киев: Наукова думка,1988 - Факторы профессионального самоопределения старшеклассников
М., 2005.