Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей

Версия для печати

Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

С этой точки зрения ученые считают (Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Спаниярд X., Казакова Е.И., Лихтарников А.Л., Летунова В.Е., Нагавкина Л.С., Овчарова Р.В. и др.), что сюда относятся дети-сироты, безнадзорные и бездомные дети, дети-инвалиды, дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях, дети-жертвы насилия, дети, проживающие в малоимущих семьях, социально-педагогически запущенные дети. Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

Как показывают исследования Коробейникова И.А., Овчаровой Р.В. и др. социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

В настоящее время в психологии прочное место заняло положение о том, что интеллектуальное развитие (или отдельные подструктуры интеллекта) опосредуется, прежде всего, социокультурными факторами (Кеттелл Р., Векслер Д., Амтхауэр, Матешек, Стернберг Р., Хорн Д., Serpell, Cole, de Lacey, Scribner, Гальперин П.Я., Теплов Б.М., Выготский Л.С. и др.). На основании этого подхода можно сделать вывод о том, что развитие IQ подчиняется одним и тем же законам у всех людей, однако существуют некоторые характерные особенности его развития, обусловленные конкретными социо-культурными условиями жизни и социальной среды. Дружинин В.Н. отмечает, что по мере взросления детей обнаруживается увеличение коэффициента корреляции показателей интеллектуальности детей и родителей. Причем эта закономерность усиливается с повышением экономического статуса семьи. В ряде современных исследований, проведенных благодаря изучению близнецов, было показано, что корреляции интеллекта детей с характеристиками семейной среды (образованием родителей, их педагогической компетентностью, структурой, экономическим статусом) начинает увеличиваться с возраста двух лет. Американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Целуйко В.В. приводит данные о том, что отсутствие отца в семье вызывает нарушение гармоничного развития интеллектуальной сферы. У детей хуже развиваются математические, пространственные, аналитические способности. Причем чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственной развитие; особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. В основе нарушения развития этих способностей лежит отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Подкрепляя данные факты исследованиями Коробейникова И.А. в области особенностей семейной социализации детей с различными видами дизонтогенеза, в которых была показана зависимость психического развития от негативных факторов социализации в семье, можно сделать вывод о том, что необходимым условием благополучного развития социально-педагогически запущенных детей является изучение зависимости их интеллектуального развития от социального окружения с целью разработки и реализации индивидуальных программ поддержки семей, имеющих социально-педагогически запущенных детей. Актуальность реализации программ социально-педагогической поддержки обусловливается, во-первых, тем, что трудновоспитуемость и труднообучаемость в дошкольном возрасте является причиной дезадаптивного поведения в дальнейшем, а во-вторых, с возможностью благоприятного развития СПЗ детей в случае изменения, оптимизации факторов семейной социализации. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция обусловлены их упреждающим значением для развития личности, онтогенетическим значением периода детства и более высокой эффективностью воспитательных воздействий на ребенка в детском возрасте.

Таким образом, актуальность исследования интеллектуальных возможностей социально-педагогически запущенных детей состоит в необходимости создания адекватных условий для их развития, разработки программ социально-педагогической поддержки семей с целью изменения факторов семейной социализации, затрудняющих интеллектуальное развитие детей.

Наше исследование осуществлялось по следующему алгоритму:

  1. Сформировать выборку детей старшего дошкольного возраста для исследования своеобразия интеллектуального развития социально-педагогически запущенных детей.
  2. Выявить у детей социально-педагогическую запущенность (Методика экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности Р.В. Овчаровой).
  3. Изучить интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста без социально-педагогической запущенности и с социально-педагогической запущенностью (Методика изучения интеллекта Д.Векслера).
  4. На основе анализа эмпирических данных выявить своеобразие интеллектуального развития социально-педагогически запущенных детей.
  5. Выявить условия семейного воспитания, оказывающие влияние на развитие интеллекта СПЗ детей (Карта социальной адаптации М.В. Галагузовой, беседа).
  6. Разработать программу социально-педагогической поддержки семей, имеющих СПЗ детей.

Качественными характеристиками вербального интеллекта детей «группы риска» являются бедный кругозор, непонимание социальных отношений, неспособность выносить самостоятельные решения, неумение строить умозаключения на основе жизненного опыта, социальная незрелость суждений, несформированность операций абстрагирования, классификации, сравнения, низкий уровень сформированности понятийного мышления, конкретность, а невербального интеллекта — слабость развития перцептивных способностей, умения дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах, неумение организовывать отдельные части смыслового сюжета в единое целое, то есть невысокий уровень развития перцептивного внимания, низкий уровень сформированности аналитико-синтетических способностей, то есть умение анализировать целое через составляющие его части, средняя скорость формирования новых навыков и уровень зрительно-моторной координации, неэффективность работы оперативной памяти, то есть неспособности удерживать инструкцию и следовать ей в течение выполнения задания, недостаточный уровень развития произвольности.

Опираясь на концепцию психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.) можно сделать вывод о том, что своеобразие интеллектуального развития социально-педагогически запущенных детей обусловлено спецификой социальной ситуации развития, в которой разрешаются возрастные противоречия (неразвитость детей как субъектов общения, тревожность, неблагоприятная семейная и воспитательная атмосфера), несформированностью ведущего вида деятельности (неразвитость детей как субъектов деятельности: несформированность игровых способностей, низкая игровая активность).

Проведенное нами исследование семей, имеющих социально-педагогически запущенных детей, показало, что родители не осознают своей роли в интеллектуальном развитии детей, имеют ограниченное представление о возрастных особенностях развития, не владеют способами стимулирования развития интеллектуальной сферы детей. Поэтому, по нашему мнению, необходимым условием преодоления проявлений СПЗ является образовательная работа с родителями.

На основании проведенной работы мы разработали программу «Повышение образовательных возможностей семьи». Программа «Повышение образовательных возможностей семьи» — один из путей психолого-педагогического, культурного оздоровления семьи, в процессе реализации которой семья получает необходимые знания для стимулирования интеллектуального развития детей.