Социально-психологическая поддержка дошкольников в свете теории привязанности Дж. Боулби
|
Детский психолог сегодня имеет в своем арсенале много средств индивидуальной и групповой работы с дошкольниками. Однако несмотря на это в спектре его воздействий имеется «ниша», которая обычно не рассматривается психологами и к которой иногда интуитивно обращаются опытные воспитатели. И эту «нишу» можно увидеть и заполнить, если рассмотреть ее с точки зрения теории привязанности, разработанной Дж. Боулби. Согласно ей в младенческом возрасте у ребенка формируется такое важнейшее личностное новообразование как привязанность к матери. Ее качество пытались «измерить» М.Эйнсворт и С. Белл с помощью процедуры, которую они назвали «тест чужого человека». Выделено 3 основных типа реакций, которые дали название качеству привязанности: уверенная привязанность, тревожно-требующая, тревожно-избегающая. Поскольку первый опыт взаимодействия с окружающими ребенок получает именно из общения с матерью, выработанные в нем паттерны поведения он использует и с другими людьми. Можно сказать, что поведение привязанности не исчезает вместе с уходящим детством и сохраняется на протяжении всей жизни в отношении тех людей, с которым человек вступает в близкие взаимоотношения. Понятно, что репертуар его поведенческих реакций с возрастом расширяется и может меньше зависеть от качества привязанности. Однако у дошкольников он присутствует практически в чистом виде. Поэтому у них он во многом определяет его взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками. Они либо доверяет им и чувствует в их присутствии себя защищенным, либо беспокоится и настойчиво требует заботы и внимания, либо очень сильно беспокоится и поэтому совсем уходит от близких отношений,. Понятно, что говорить о поведении можно только с учетом культурных особенностей. И поскольку в нашей культуре большое значение придается тактильным взаимодействиям и контактам глаз, то вторая группа детей будет отличаться тем, что будет всячески стремится к позитивным контактам ( объятия, ласки и т.п.) и остро реагировать на негативные ( толканье) или просто на отсутствие внимания. Третья- наоборот, будет отвергать любые телесные прикосновения и контакты глаз, проявлять внешнее равнодушие к общению.
Изучение привязанности у дошкольников старшей групп детского сада № 2522 в количестве 40 человек показало, что более половины детей имеет тревожную привязанность: требующую или избегающую. И впоследствии это может повлечь за собой различные тяжелые личностные нарушения. Именно поэтому мы считаем что важнейший акцент психолога дошкольного учреждения должен быть сделан на возможной коррекции паттерна привязанности.
Для этого необходимо такой вид деятельности психолога как свободное специально не организованное общение с детьми, в которых взрослый идет за ребенком и делает то, что ребенок ему предлагает: выслушивает его рассказы, играет в предложенные ему игры. При этом создаются условия для переноса на психолога образа матери. Дети с уверенной привязанностью тревожно требующей будут инициировать телесные контакты, с тревожно- избегающей- проявлять безразличие к самой фигуре психолога. Может встать вопрос, почему мы говорим о наличии переноса, а не просто о дружеских отношениях со знакомым доброжелательным взрослым. Мы полагаем, что о переносе мы можем судить по наличию у детей стремления инициировать у психолога те действия, которые обычно выполняются матерью. Они просят погладить их по голове, поцеловать, взять на руки и сами делают то же самое. Иногда они открыто «маркируют» психологу его роль словами: « Ты мне как мама». По мере увеличения времени взаимодействия психолога и детей, т.е. накопления у последних опыта получения позитивного контакта с человеком, пребывающим в роли «матери», наблюдается следующая динамика. Дети с тревожно-требующей привязанностью начинают проявлять поведение, присущее уверенной привязанности, тревожно- избегающей- сначала поведение, присущее тревожно-требующей и потом также уверенной привязанности.
Встает вопрос, для ответа на который у нас нет данных: насколько отношение ребенка к психологу будет переноситься на других значимых взрослых. Мы может только высказать свое предположение, основанное на анализе литературных данных. Мы считаем, что многие дети будут переносить поведение, присущее уверенной привязанности, на тех взрослых, которые также будут проявлять в отношении них принимающую теплую позицию. Однако некоторым, имеющим слишком глубокий внутренний конфликт, обусловленный нарушением контакта с матерью потребуется индивидуальная коррекционная работа с привлечением его семьи. Хотя и для них, как нам представляется, опыт взаимодействия со взрослым, к которому они проявляли уверенную привязанность, будет достаточно важным. Он даст им возможность проявления новых паттернов поведения со взрослыми.
Статьи
- Эмоциональная привязанность и развитие автономии в младшем школьном возрасте
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)
Психологический журнал, 1999, №1. Стр.39-49. - Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве
Вопросы психологии, 1997, № 4, с. 3-10