Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)
|
Проблема формирования и развития привязанностей у детей раннего возраста в последние десятилетия интенсивно изучается в зарубежной психологии [3, 5, 6, 8, 11]. Проведены исследования, направленные на выявление роли раннего опыта, биологических и социальных детерминант становления привязанностей в раннем онтогенезе, их влияния на психическое развитие, формирование личности и характера ребенка в более поздних возрастах [5, 10, 12]. Было показано, что у младенцев старше 6 месяцев начинает проявляться привязанность к определенным людям. Обычно первым объектом привязанности является мать. Признаки привязанности заключаются в том, что ее объект может лучше других успокоить и утешить; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности ребенок реже испытывает страх.
Привязанности не являются врожденными. Они зависят от чувствительности близких взрослых к потребностям ребенка [6,7], социальных установок [5,9], а также особенностей темперамента ребенка [5]. Чувство привязанности ребенка к матери достигает максимума между 12 и 18 месяцами и уменьшается к концу 2-го года жизни [8].
Наиболее популярно методикой оценки привязанности является изучение поведения ребенка в непривычной ситуации при разлуке с близким взрослым. Эксперимент М. Эйнсворт, положенный в основу этой методики, состоит из семи трехминутных эпизодов, во время которых наблюдают младенца наедине с незнакомым взрослым, с матерью и незнакомым взрослым, в одиночестве. В качестве показателей привязанности младенца к матери используются степень огорчения ребенка после ухода матери и поведение ребенка после ее возвращения.
В результате было выделено три типа привязанности. К первому типу относятся дети, у которых сформировалась устойчивая, надежная привязанность к близкому человеку. Эти дети не очень сильно огорчались после ухода матери, тянулись к ней, когда она возвращалась, и легко успокаивались. Такие дети чувствуют себя преимущественно эмоционально комфортно, уверены в своей безопасности и спокойны.
Второй тип привязанности получил название аффективной, ненадежной привязанности. Дети с таким типом привязанности сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, цеплялись за нее, но фазу же отталкивали. Такие дети часто настолько зависимы от своих родителей, что не позволяют им исчезнуть из поля зрения. Цепляющееся зависимое поведение является симптомом испытываемого ими чувства опасности. Дети с аффективной ненадежной привязанностью капризны, возбудимы, беспокойны, часто плачут.
Третий тип привязанности - ненадежная индифферентная привязанность. Дети с таким типом привязанности не возражали против ухода матери и продолжали безмятежно играть, не обращая внимания на ее возвращение- У них не сформировалось чувство привязанности, они эмоционально нейтральны и отстранены от близких взрослых [6, 7].
Таблица 1.
Эпизоды непривычной ситуации
№ п. п. |
Начало эпизода |
Присутствующие во время эпизода |
1 |
К матери (близкому взрослому) и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый |
Мать (близкий взрослый), ребенок, незнакомый взрослый |
2 |
Мать (близкий взрослый) уходит из комнаты |
Ребенок и незнакомый |
3 |
Мать (близкий взрослый) возвращается в комнату, незнакомый взрослый уходит |
взрослый Ребенок и мать (близкий взрослый) |
4 |
Мать (близкий взрослый) уходит, возвращается незнакомый взрослый с яркой новой игрушкой |
Ребенок, незнакомый взрослый и новая игрушка |
5 |
Незнакомый взрослый уходит, в комнату возвращается мать (близкий взрослый) |
Ребенок, мать (близкий взрослый) и новая игрушка |
6 |
Незнакомый взрослый возвращается с пугающей игрушкой |
Ребенок, мать (близкий взрослый), незнакомый взрослый и пугающая игрушка |
Становление надежной устойчивой эмоциональной привязанности к взрослому необходимо для полноценного психического развития ребенка [6, 7, 13], дает ему чувство безопасности, способствует личностному развитию [5, 11] и успешной социализации [8, 10, 12].
В отечественной психологии в рамках концепции генезиса общения М.И. Лисиной изучалось становление дифференцированного отношения к знакомым, незнакомым и близким взрослым [3,4], формирование аффективных связей с матерью у детей из семьи и близким взрослым у воспитанников дома ребенка на первом году жизни [3], образа себя ребенка и его привязанности к матери у детей раннего возраста [1].
С точки зрения этологического подхода, изучались компенсаторные формы поведения, которые вырабатываются у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, в результате нарушения формирования аффективных связей с близким взрослым [2].
Целью настоящего исследования было сравнительное изучение особенностей привязанности и характера взаимодействия младенца с близким взрослым в семье и доме ребенка. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что тип привязанности ребенка к взрослому определяется особенностями взаимодействия взрослого с ребенком.
В задачи исследования входило: 1) выявление особенностей взглядов, действий, эмоциональных и речевых проявлений детей, адресованных взрослому при взаимодействии во время различных режимных моментов: подъема, переодевания, кормления, укладывания спать, свободного бодрствования в семье и доме ребенка; 2) изучение таких особенностей активности при взаимодействии, как: контакт взглядов, инициативные и ответные действия ребенка и взрослого, синхронизация действий, диалог; 3) оценка типа привязанности ребенка к матери (близкому взрослому); 4) определение зависимости между особенностями взаимодействия ребенка с близким взрослым и, особенно, с типом привязанности.
МЕТОДИКА
При изучении психических проявлений ребенка во взаимодействии со взрослым в различные режимные моменты использовался метод стандартизованного наблюдения. Фиксировались характеристики взгляда (направленность, длительность), эмоциональных проявлений, вокализаций, действий ребенка (количество, интенсивность, адресованность).
В качестве характеристик взаимодействия взрослого с ребенком отмечались количество и интенсивность контактов взгляда, синхронизации действий, диалога, инициативных действий как ребенка, так и взрослого, а также инициатив, оставшихся без ответа партнера.
Синхронизация сложных структур действий ребенка и матери, в частности взаимодействия типа диалога хорошо изучены в современной зарубежной психологии. В качестве показателей синхронизации в настоящем исследовании рассматривались совпадения, одновременность действий ребенка и взрослого во время взаимодействия в режимные моменты. В качестве диалога выступало чередование ролей партнеров в этом процессе.
Для оценки привязанности ребенка к матери (близкому взрослому для воспитанников дома ребенка) использовалась модифицированная методика М. Эйнсворт. Эксперимент состоял из шести эпизодов непривычных ситуаций продолжительностью по 5 минут каждая. В качестве привлекательной игрушки использовалась яркая погремушка, а в качестве пугающей - маска клоуна.
Таблица 2.
Психические проявления детей, воспитывающихся в семье и доме ребенка, во время проведения режимных моментов
(суммарные показатели в условных единицах)
Ситуация |
Взгляд |
Эмоции |
Речь |
Действия | ||||
семья |
Дом ребенка |
семья |
Дом ребенка |
семья |
Дом ребенка |
семья |
Дом ребенка | |
Подъем |
33 |
27 |
22 |
13 |
10 |
2 |
28 |
15 |
Переодевание |
34 |
31 |
12 |
20 |
29 |
1 |
18 |
19 |
Кормление |
80 |
29 |
40 |
4 |
31 |
- |
87 |
19 |
Свободное бодрствование |
130 |
72 |
114 |
57 |
93 |
7 |
141 |
35 |
Укладывание спать |
35 |
29 |
5 |
10 |
22 |
3 |
28 |
8 |
Общее количество |
312 |
188 |
193 |
104 |
185 |
13 |
302 |
95 |
Примечание: р = 0.01 по критерию U (Уилкоксона-Манна-Уитни) для непарных выборок.
Показателями привязанности ребенка к матери выступали степень огорчения малыша после ухода матери, особенности поведения после ее возвращения, проявления ребенка по отношению к матери в присутствии незнакомого взрослого и пугающей игрушки. Фиксировались психические проявления детей в различных эпизодах (показатели взгляда, эмоции, вокализации, действий).
Все количественные данные преобразовывались в условные единицы, полученные умножением на длительность и интенсивность, сложением произведений.
В исследовании принимали участие 20 детей из семьи и их матери; 20 воспитанников домов ребенка и 9 воспитателей в качестве близкого взрослого. Возраст детей обеих выборок составлял от 8 до 11 месяцев.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Суммарные показатели психических проявлений детей из семьи и воспитанников дома ребенка при взаимодействии с матерью (соответственно, воспитателем) во время проведения различных режимных моментов представлены в табл. 2.
Анализ таблицы показывает, что в целом дети из семьи более активны при взаимодействии со взрослым в каждой из наблюдаемых ситуаций по сравнению с воспитанниками дома ребенка. Общее количество регистрируемых показателей (сумма показателей взгляда, эмоций, действий и речевых проявлений) у детей из семьи примерно в 2.5 раза больше, чем у детей из дома ребенка. Наибольшие различия отмечаются в речевых проявлениях (185 баллов против 13) и действиях (302 и 96 баллов). В сумме по всем режимным моментам речевые проявления младенцев, адресованные матери, в 14 раз превосходят аналогичные показатели воспитанников дома ребенка. Дети из семьи также совершают в три раза больше действий, проявляют в 1.8 раза больше положительных эмоций, дольше смотря на мать (в 1.6 раза) по сравнению с теми же проявлениями детей из дома ребенка, адресованными воспитателю.
Анализ активности детей в различные режимные моменты позволяет сделать вывод о том, что наиболее ярко отличия между детьми обеих выборок выступают в ситуации кормления. У детей из семьи регистрируется примерно в 12 раз больше различных проявлений активности, чем у воспитанников дома ребенка. Наименее ощутимы различия по регистрируемым показателям между детьми из семьи и дома ребенка во время подъема (2.4 раза).
Сопоставляя активность детей каждой выборки в различных режимных ситуациях, можно увидеть, что самое большое количество психических проявлений и у домашних детей, и у детей из дома ребенка приходится на время свободного бодрствования (всего, соответственно, 478 и 171 баллов). На втором месте у детей из семьи находится такой режимный момент, как кормление (238 баллов), у детей из дома ребенка - переодевание (71 балла). Минимальную активность дети обеих выборок проявляют во время укладывания спать (соответственно 90 и 50 баллов).
Анализ различных аспектов психической активности детей из семьи и дома ребенка в разных режимных моментах показывает, что у домашних детей во время кормления регистрируется в 10 раз больше эмоциональных проявлений и в 31 раз -речевых, чем у детей, воспитывающихся в доме ребенка. Разница в показателях взгляда и действий в той же ситуации существенно меньше. Обращает внимание тот факт, что единственными режимными моментами, при которых дети из дома ребенка демонстрируют большую активность, чем домашние дети (по показателям речевых и эмоциональных проявлений), являются переодевание и подъем (по показателям эмоциональных проявлений).
Таблица 3.
Особенности взаимодействия в паре ребенок-взрослый в различные режимные моменты в семье и доме ребенка
(суммарные показатели в условных единицах)
Ситуация |
Контакт взглядов |
Синхронизация |
Диалог | |||
семья |
Дом ребенка |
семья |
Дом ребенка |
семья |
Дом ребенка | |
Подъем |
8 |
6 |
9 |
— |
52 |
28 |
Переодевание |
19 |
6 |
9 |
4 |
46 |
30 |
Кормление |
32 |
2 |
24 |
7 |
123 |
16 |
Свободное бодрствование |
29 |
10 |
70 |
6 |
197 |
57 |
Укладывание спать |
13 |
4 |
7 |
_ |
57 |
14 |
Общее количество |
101 |
28 |
119 |
10 |
475 |
145 |
Примечание: р = 0.01 по критерию U.
В ходе исследования проводилось сравнение особенностей взаимодействия в паре ребенок-взрослый в семье и доме ребенка. Характеристика особенностей взаимодействия матери и ребенка, воспитателя и воспитанников Дома ребенка приведена в табл.3.
Анализ таблицы показывает, что такие особенности взаимодействия, как синхронизация, диалог, контакт взглядов существенно чаще отмечаются во взаимодействии матери с ребенком, чем в паре воспитатель—ребенок, в качестве характеристики более тонкой взаимной подстройки партнеров. При этом наибольшая разница в показателях выявлена при сопоставлении синхронизации (более чем в 10 раз). При сопоставлении показателей взаимодействия в семье и доме ребенка в различные режимные моменты наиболее яркие отличия обнаруживаются в ситуации кормления. В семье мать и младенец почти в 18 раз чаще вступают в диалог во время кормления по сравнению с взаимодействием младенца и воспитателя. Взаимодействие последних характеризуется также отсутствием синхронизации действий и незначительным количеством контакта взглядов.
На втором месте - ситуация укладывания спать и свободное бодрствование (разница более чем в 4 раза в пользу семьи). Отметим, что если диалогические формы взаимодействия и контакт взглядов наблюдаются у воспитанников Дома ребенка и воспитателей во всех режимных моментах, то синхронизации - лишь при переодевании и свободном бодрствовании. При этом разница в количестве синхронизации у детей из семьи и Дома ребенка при взаимодействии со взрослым во время переодевания составляет 2.2 раза, а во время свободного бодрствования она гораздо выше и достигает 11.6 раз в пользу взаимодействия в паре младенец-мать.
В табл. 4 представлены показатели активности ребенка и взрослого во время проведения различных режимных моментов: общее количество инициативных действий каждого из партнеров по взаимодействию, общее количество ответов на инициативу, а также инициатив, оставшихся без ответа.
Анализ таблицы показывает, что показатели общей активности матерей и детей из семьи практически совпадают (336 у матерей и 332 балла у детей). В то же время воспитанники Дома ребенка проявляют несколько большую активность по сравнению с воспитателями (дети - 152, воспитатели - 126 баллов). Анализируя качество активности, можно отметить, что в семье при взаимодействии матери с ребенком показатели инициативности матери меньше соответствующих показателей ребенка на 20%, в то время как инициативность воспитателя в Доме ребенка выше, чем у младенцев, примерно на 17%.
Примечателен тот факт, что среди домашних детей примерно 8% инициатив остаются без ответа матери, в Доме ребенка этот показатель составляет более 40%. Таким образом, в детском доме инициативных действий ребенка, адресованных близкому взрослому и оставшихся без ответа, в пять раз больше, чем в семье. Анализируя инициативные действия взрослого, оставшиеся без ответа со стороны ребенка, можно отметить, что в семье их общее количество по всем режимным моментам равно 13%, а в Доме ребенка -30% от числа инициатив.
Сравнение активности взрослого и ребенка в различные режимные моменты показывает, что дети обеих выборок наиболее активны во время свободного бодрствования (соответственно, 123 и 56 баллов).
На втором месте у домашних детей - ситуация кормления (80 баллов), а у воспитанников Дома ребенка - укладывание спать (26 баллов). Интересно, что во время кормления у детей из Дома ребенка отмечается наименьшая (наряду с подъемом) активность (18 баллов), а у домашних детей минимальная активность - во время укладывания спать (35 баллов), т.е. в последнем случае картина, обратная Дому ребенка. Общие показатели активности матери наиболее высокие в тех же ситуациях, что и у ребенка (свободное бодрствование и кормление), и соответствуют его активности. Активность матери выше активности младенца при укладывании спать, и ниже, чем у ребенка, - при подъеме и переодевании. Так же, как и в семье, активность детей и воспитателей в Доме ребенка достигает наиболее высоких значений во время свободного бодрствования и находится примерно на одном уровне (общая активность воспитателя - 52, а ребенка - 56 баллов). Активность воспитателя выше активности ребенка при подъеме после сна, при переодевании, и существенно ниже, чем у ребенка, - при кормлении и укладывании спать.
Таблица 4.
Особенности активности ребенка и взрослого при взаимодействии в различные режимные моменты в семье и доме ребенка
(суммарные показатели в условных единицах)
Ситуация |
Активность матери |
Активность ребенка | ||||||
|
Инициатива |
Ответ |
Инициатива без ответа |
Общая активность |
Инициатива |
Ответ |
Инициатива без ответа |
Общая активность |
Подъем
Переодевание |
27
18 |
10 17 |
0 0 |
37 35 |
16 22 |
27
18 |
6 5 |
49 45 |
Кормление |
20 |
59 |
5 |
84 |
62 |
15 |
3 |
80 |
Свободное бодрствование |
65 |
55 |
9 |
129 |
61 |
56 |
6 |
123 |
Укладывание спать |
17 |
22 |
6 |
45 |
23 |
11 |
1 |
35 |
Общее количество |
147 |
169 |
20 |
336 |
184 |
127 |
21 |
332 |
Ситуация |
Активность воспитателя |
Активность ребенка | ||||||
|
Инициатива |
Ответ |
Инициатива без ответа |
Общая активность |
Инициатива |
Ответ |
Инициатива без ответа |
Общая активность |
Подъем Переодевание |
16 20 |
3 2 |
5 6 |
24 28 |
5 6 |
11 14 |
2 4 |
18 24 |
Кормление |
2 |
8 |
0 |
10 |
12 |
2 |
4 |
18 |
Свободное бодрствование |
32 |
9 |
11 |
52 |
27 |
11 |
18 |
56 |
Укладывание спать |
6 |
5 |
1 |
12 |
13 |
5 |
8 |
26 |
Общее количество |
76 |
27 |
23 |
126 |
63 |
53 |
36 |
152 |
Примечание- р= 0.01 по критерию U.
Анализируя инициативность детей и взрослых в различные режимные моменты, можно сказать, что домашние дети наиболее инициативны во время кормления (62 балла) и свободного бодрствования (61 балл), и менее всего - во время подъема после сна (16 баллов). Воспитанники Дома ребенка проявляют больше всего инициативных действий во время бодрствования (27 баллов), минимальные показатели при переодевании (6 баллов) и подъеме после сна (5 баллов).
Матери и воспитатели, так же, как и дети, наиболее инициативны во время свободного бодрствования детей (соответственно, 65 и 32 балла). На втором месте находится ситуация подъема после сна у матерей (27 баллов), а у воспитателей - ситуация переодевания (20 баллов). Минимум инициативных действий матери проявляют, укладывая ребенка спать (17 баллов), а воспитатели -при кормлении (2 балла).
Результаты исследования сформированности и типа привязанности ребенка к близкому взрослому (матери, воспитателю) с применением модифицированной методики оценки привязанности М. Эйнсворт выявили существенные различия между воспитанниками Дома ребенка и детьми из семьи.
Начнем анализ с группы детей из семьи. По типу привязанности они делятся на надежно и ненадежно привязанных. В группу детей с надежной привязанностью вошли 7 детей. Дети этой группы в ситуации, когда мать выходила из комнаты и они оставались наедине с незнакомым взрослым, искали ее, оглядывались, ползли по направлению к двери, но не плакали и не пугались. Вскоре дети переключали внимание на взрослого или игрушки. Когда мать вновь входила в комнату, дети обращали на нее внимание, улыбались, вокализировали, протягивали руки. В ситуации с незнакомым взрослым и привлекательной игрушкой дети самостоятельно исследовали ее. При предъявлении пугающей игрушки младенцы проявляли беспокойство, искали поддержки у матери (оглядывались, ловили взгляд, подползали поближе), а затем начинали рассматривать и изучать ее.
В группе детей с надежной привязанностью (1) можно выделить две подгруппы. В первую подгруппу (1, а) вошли 2-е детей, поведение которых имело свои особенности. У этих детей наблюдался тесный физический контакт с матерью: они часто залезали на колени, трогали лицо, хлопали мать по рукам, щекам и т.п. Во всех ситуациях мать была для ребенка привлекательнее незнакомого взрослого, новой игрушки. Пугающую игрушку дети активно отталкивали рукой, отворачивались, забирались на колени к матери и только через некоторое время проявляли к игрушке интерес, внимательно рассматривая ее.
Во вторую подгруппу (1,6) входили 5 детей. У них также наблюдался выраженный эмоциональный контакт с матерью, но он осуществлялся преимущественно с помощью взглядов, жестов, улыбок. В ситуации, когда мать выходила из комнаты, дети много внимания уделяли незнакомому взрослому: улыбались, кокетничали, приносили и клали ему на колени игрушки, инициируя общение. Когда мать появлялась вновь, ребенок спокойно ей улыбался, но не приближался и не стремился к физическому контакту. В ситуации с привлекательной игрушкой дети несколько минут самостоятельно ею занимались, а затем переключали внимание на незнакомого взрослого. Пугающая игрушка вызывала у детей беспокойство, они оглядывались на мать, придвигались к ней поближе (но не прикасались и не старались залезть на руки), замерев, рассматривали, затем начинали изучать игрушку.
Таблица 5.
Показатели психических проявлений детей и взаимодействия ребенка с матерью в различные режимные моменты по группам в зависимости от типа привязанности (в усл. ед.)
Ситуация |
Действие |
Эмоции |
Взгляд |
Речь |
Взаимодействие |
Синхронизация |
Подъем |
1 |
1.5 |
0.5 |
0.5 |
1.5 |
0 |
Переодевание |
1.5 |
0 |
0 |
2 |
1.5 |
1 |
Кормление |
9.5 |
7 |
8 |
8 |
17.5 |
4.5 |
Свободное бодрствование |
10 |
8 |
7 |
8 |
12 |
5.5 |
Укладывание спать |
1.5 |
1.5 |
1 |
1.5 |
3.5 |
0.5 |
В среднем |
4.5 |
3.6 |
3.3 |
4 |
7.2* |
2.3* |
Группы |
№1,а |
Ситуация |
Действие |
Эмоции |
Взгляд |
Речь |
Взаимодействие |
Синхронизация |
Подъем |
0.8 |
1.4 |
1.8 |
0.6 |
2.8 |
1.2 |
Переодевание |
1 |
0.2 |
1.6 |
1.8 |
2.6 |
0.2 |
Кормление |
5.4 |
1.4 |
4.8 |
1 |
6.2 |
1.8 |
Свободное бодрствование |
8 |
8.4 |
9 |
5.6 |
12.6 |
4.4 |
Укладывание спать |
1.6 |
0.4 |
2 |
1 |
2.6 |
0 |
В среднем |
3.4 |
2.4 |
3.9 |
1.9 |
5.4* |
1.5* |
Группы |
№1,6 |
Ситуация |
Действие |
Эмоции |
Взгляд |
Речь |
Взаимодействие |
Синхронизация |
Подъем |
1.7 |
1.2 |
1.8 |
0.3 |
2.8 |
0.2 |
Переодевание |
1.7 |
1 |
1.8 |
1.2 |
2.5 |
0.5 |
Кормление |
2.4 |
1 |
2.3 |
0.9 |
3.8 |
0.2 |
Свободное бодрствование |
6.2 |
5 |
5.6 |
4 |
10.3 |
3 |
Укладывание спать |
1.3 |
-0.3 |
1.9 |
1.1 |
3 |
0.3 |
В среднем |
2.7 |
1.6 |
2.9 |
1.5 |
4.4* |
0.8* |
Группы |
№2 |
Ситуация |
Действие |
Эмоции |
Взгляд |
Речь |
Взаимодействие |
Синхронизация |
Подъем |
1.5 |
0.2 |
1.7 |
0.7 |
2.5 |
0.2 |
Переодевание |
0.5 |
0.7 |
2.5 |
1.2 |
1.7 |
0.2 |
Кормление |
5.5 |
3.2 |
4.7 |
0.5 |
2.8 |
0.2 |
Свободное бодрствование |
3.2 |
4 |
5 |
3.2 |
4.2 |
2.5 |
Укладывание спать |
1.5 |
0.5 |
1.5 |
1 |
2.5 |
0.7 |
В среднем |
2.4 |
1.7 |
3 |
1.3 |
2.7* |
0.7 |
Группы |
№3 |
* р = 0 05 по критерию U для статистически значимых показателей.
Общая численность детей с ненадежной привязанностью составила 13. В ней также выделились две группы (2, 3). В первую группу входили 9 детей, которых можно определить как аффективных и ненадежно привязанных (2). Такие дети в присутствии матери не обращали на нее особого внимания и в основном занимались игрушками. На незнакомого взрослого они смотрели настороженно, с тревогой. В ситуации, когда мать выходила и оставляла ребенка и незнакомого взрослого одних, дети замирали, разглядывали взрослого, робко приближались, а затем быстро отползали, пугались и плакали. Когда мать возвращалась в комнату, ребенок прижимался к ней и долго не успокаивался. При предъявлении интересной игрушки дети начинали играть с нею, не обращая внимания на незнакомого взрослого. Пугающая игрушка вызывала у детей сильное беспокойство, испуг. Ребенок оглядывался на мать, подползал к ней, старался забраться на колени, хныкал.
Во вторую группу ненадежно привязанных детей вошли 4 ребенка, которых можно назвать индифферентными (3). Такие дети не проявляли выраженного интереса к матери, не обращали внимания ни на ее присутствие, ни на отсутствие. Когда ребенок оставался наедине с незнакомым взрослым, он продолжал спокойно заниматься игрушками, иногда переводя взгляд на взрослого, но не проявляя к нему особого интереса. Новая игрушка привлекала внимание ребенка, он рассматривал ее, активно обследовал. При виде пугающей игрушки дети замирали, а затем отворачивались, но не искали поддержки у матери.
У воспитанников дома ребенка в экспериментальных ситуациях наблюдалось иное поведение, хотя их так же, как и детей из семьи, можно разделить на: условно надежно привязанных и ненадежно привязанных к близкому взрослому (воспитателю). В первую группу (1) входили 4 младенца. По сравнению с надежно привязанными детьми из семьи в ситуациях с незнакомым взрослым и пугающей игрушкой их реакции более противоречивы, хотя они и демонстрировали определенную привязанность к воспитателю. Так, дети этой группы сосредотачивали внимание на воспитателе, практически не обращали внимания и не проявляли интереса к незнакомому взрослому. Однако, оставшись наедине с последним, настораживались, пугались и плакали, а успокаивались только тогда, когда воспитатель возвращался и брал их на руки. После этого младенец затихал, прижимался к взрослому, его активность становилась минимальной. На предъявление красивой игрушки дети почти не реагировали, лишь несколько секунд рассматривали ее, а затем отворачивались, не пытаясь взять в руки. При предъявлении пугающей игрушки дети искали глазами воспитателя, хныкали и старались доползти до него, больше на игрушку не смотрели.
Таблица 6.
Показатели психических проявлений воспитанников дома ребенка и взаимодействия с воспитателем в различные режимные моменты по группам, в зависимости от типа привязанности
Ситуация |
Действие |
Эмоции |
Взгляд |
Речь |
Взаимодействие |
Синхронизация |
Подъем |
1.2 |
2 |
2 |
0.5 |
2.5 |
0.2 |
Переодевание |
1.2 |
2.2 |
2.7 |
|
2 |
|
Кормление |
1.5 |
-0.2 |
2.2 |
|
1.7 |
|
Свободное бодрствование |
3.2 |
4.5 |
4.5 |
1.5 |
4.7 |
1.7 |
Укладывание спать |
0.7 |
1.7 |
3.2 |
0.5 |
1.5 |
|
В среднем |
1.5 |
2 |
2.9 |
0.5 |
2.5* |
0.4* |
Группы |
№1 |
Ситуация |
Действие |
Эмоции |
Взгляд |
Речь |
Взаимодействие |
Синхронизация |
Подъем |
0.6 |
0.7 |
1.2 |
|
1.3 |
0.2 |
Переодевание |
1 |
0.7 |
1.3 |
0.1 |
1.5 |
|
Кормление |
0.9 |
0.4 |
1.5 |
|
0.7 |
|
Свободное бодрствование |
1.4 |
2.6 |
3.6 |
0.1 |
2.7 |
0.9 |
Укладывание спать |
0.3 |
0.4 |
1 |
0.1 |
0.6 |
|
В среднем |
0.8 |
0.9 |
1.7 |
0.06 |
1.3* |
0.2* |
Группы |
№3, а |
Ситуация |
Действие |
Эмоции |
Взгляд |
Речь |
Взаимодействие |
Синхронизация |
Подъем |
0.6 |
-0.6 |
l |
|
0.6 |
|
Переодевание |
0.6 |
0.6 |
1.2 |
|
1 |
|
Кормление |
0.6 |
|
0.6 |
|
0.2 |
|
Свободное бодрствование |
1.2 |
2 |
2.8 |
|
1.6 |
|
Укладывание спать |
0.4 |
-0.4 |
1 |
|
0.2 |
|
В среднем |
0.7 |
0.3 |
1.3 |
|
0.7 |
|
Группы |
№3,6 |
* р = 0.05 по критерию U для статистически значимых показателей.
Ненадежно привязанные воспитанники дома ребенка характеризовались индифферентным отношением к близкому взрослому (3). У таких детей не сформировались аффективные связи, привязанность к воспитателю. Однако по выраженности психических проявлений и эмоциональной насыщенности контактов с близким взрослым этих детей можно разделить на две подгруппы. 11 детей составили первую подгруппу (3, а). Они не обращали внимания на воспитателя, пока он, неоднократно улыбаясь, близко не наклонялся к ним. Когда ребенок оставался наедине с незнакомым взрослым, он не проявлял к нему интереса и занимался игрушками. Дети никак не реагировали на возвращение воспитателя, мало интересовались привлекательной игрушкой. Когда им показывали пугающую игрушку, они начинали плакать, отодвигались, отползали от нее, но не пытались обратиться за поддержкой к близкому взрослому.
Во вторую подгруппу вошли 5 младенцев (3, б). Такие дети не проявляли интереса к близкому взрослому и не реагировали на уход, возвращение воспитателя, его инициативные действия и улыбки. При виде привлекательной игрушки ребенок несколько секунд ее рассматривал, а затем отворачивался. Также безразлично он относился к незнакомому взрослому и пугающей игрушке.
Для определения зависимости между особенностями взаимодействия и характером привязанности ребенка к взрослому сопоставим особенности взаимодействия с типом привязанности. Начнем анализ с выборки детей и их матерей из семьи. На табл. 5 представлены показатели различных психических проявлений детей и особенности взаимодействия с матерью по группам в зависимости от типа привязанности. Группы 1, а и 1, б - подгруппы младенцев с надежной привязанностью к матери. Группа 2 - аффективные, ненадежно привязанные дети. Группа 3 - индифферентные, ненадежно привязанные.
Анализ таблицы показывает, что надежно привязанные дети обеих подгрупп превосходят по средним показателям группы детей с ненадежной привязанностью. При этом самые высокие показатели отмечаются у детей первой подгруппы (кроме показателей взгляда) (1, а). Дети второй подгруппы (1,6) находятся на втором месте, а по показателям взгляда превосходят первую подгруппу.
Аффективные, ненадежно привязанные дети (2-я группа) имеют более высокие показатели психических проявлений и взаимодействия по сравнению с индифферентными, ненадежно привязанными детьми (3-я группа).
Наиболее значимыми являются различия между группами по таким показателям взаимодействия, как диалог и синхронизации: от 7.2 балла (диалог) и 2.3 балла (синхронизации) у детей первой подгруппы с надежной привязанностью до, соответственно, 2.7 и 0.7 баллов у индифферентных, ненадежно привязанных младенцев.
Сопоставление различных режимных моментов выявляет ситуацию кормления, в которой при взаимодействий с матерью дети первой подгруппы проявляют максимум своих возможностей, так же, как максимально выражены показатели диалога и синхронизации действий. Дети второй подгруппы достигают максимальных показателей во время свободного бодрствования, аналогично младенцам 2-ей и 3-ой (кроме показателей действий) группы.
Сравнение ненадежно привязанных детей 2-ей и 3-ой групп демонстрирует наибольший разброс показателей по таким режимным моментам, как: переодевание, кормление, свободное бодрствование, укладывание спать, при преимущественно более высоких показателях у детей с аффективной ненадежной привязанностью.
В таблице 6 представлены показатели различных психических проявлений детей, воспитывающихся в Доме ребенка, и особенности их взаимодействия с воспитателем по группам в зависимости от типа привязанности.
Анализ таблицы показывает, что в среднем самые высокие показатели отмечаются у условно надежно привязанных детей (1 группа). В двух подгруппах индифферентных, ненадежно привязанных детей (За, 36) средние показатели несколько выше у первой подгруппы.
Более всего выделенные группы младенцев различаются по показателям речи (соответственно, 0.5,0.06 и 0 баллов), а также диалога (соответственно, 2.5, 1.3 и 0.7 баллов).
Сравнение различных режимных моментов позволяет выделить у детей всех трех групп ситуацию свободного бодрствования, где показатели выражены максимально, и ситуацию кормления, где они минимальны.
Следует специально отметить, что у детей группы 3, б практически отсутствуют речевые проявления и синхронизации при взаимодействии с воспитателем во время проведения режимных моментов, а остальные показатели выражены очень слабо.
Характеристика активности матери и ребенка в зависимости от типа привязанности графически изображена на рис. 1. На графике представлены инициативные и ответные действия матери и ребенка по группам. Анализ рисунка показывает, что взаимодействие надежно привязанных детей первой подгруппы с матерями характеризуется высоким уровнем инициативности ребенка, вызывающим адекватное ответное поведение матери, а также относительно низким уровнем инициативности матери при адекватном ответном поведении младенца. Обращает внимание высокий уровень инициатив ребенка, намного превосходящий уровень инициативности матери, а также большой разрыв между этими показателями. Кроме того, из графика видно, что дети первой подгруппы отвечают на все инициативы матери, а у ребенка некоторое количество инициатив остается без ответа матери.
Вторая подгруппа надежно привязанных детей отличается более низким по сравнению с первой уровнем инициативы ребенка и ответного поведения матери. Уровень инициативного и ответного поведения матери практически один и тот же. Разрыв между Инициативными действиями ребенка и ответом матери больше, чем между инициативой матери и ответными действиями младенца. Отметим, что у надежно привязанных детей второй подгруппы при взаимодействии с матерью инициативное и ответное поведение партнеров более гармонично, чем у детей первой подгруппы.
Во второй группе детей (с аффективной ненадежной привязанностью) инициативные действия ребенка превалируют над ответными, а в поведении матери, наоборот, уровень ответного поведения выше уровня инициативного. При этом больше инициатив ребенка остается без ответа матери по сравнению с ответным поведением младенца. Количество инициатив ребенка, оставшихся без ответа матери, у ненадежно привязанных детей этой группы выше, чем у надежно привязанных младенцев 1-ой и 2-ой подгрупп (а, б).
У ненадежно привязанных индифферентных детей (3-я группа) ответные действия преобладают над инициативными. При этом уровень инициативных действий матери существенно выше уровня ее ответного поведения. Интересно, что практически все инициативные проявления ребенка сопровождаются ответными действиями матери, в то время как между инициативой матери и ответом ребенка существует больно разрыв.
Лишь у детей этой группы при взаимодействии в паре ребенок-мать инициативность матери преобладает над инициативностью ребенка.
Сравнительная активность воспитателей и воспитанников Дома ребенка в зависимости от типа привязанности ребенка к взрослому представлена на рис. 2. На графике показано: дети с условно надежной привязанностью отличаются высоким уровнем инициативных действий, преобладающих над ответным поведением ребенка, инициативным и ответным поведением воспитателя. Отметим, что разрыв между инициативой ребенка и ответом близкого взрослого достаточно велик и превосходит разрыв между инициативными действиями взрослого и ответным поведением младенца. Это означает, что воспитанники Дома ребенка с условно надежной привязанностью к воспитателю значительно чаще отвечают на инициативу близкого взрослого, чем этот близкий взрослый на инициативу младенца.
Инициативность детей из Дома ребенка с ненадежной привязанностью (группы За, 36) существенно ниже, чем у условно надежно привязанных детей. Близкий взрослый значительно чаще проявляет инициативу, чем отвечает на инициативу ребенка. Обращает внимание неслаженность взаимной активности партнеров при взаимодействии: большие разрывы между уровнем инициативных и ответных действий у каждого из них. При этом наиболее ярко выраженное рассогласование наблюдается у детей второй подгруппы с индифферентной ненадежной привязанностью (36). У таких детей отмечается самый низкий уровень ответов на инициативу воспитателя.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования еще раз подтвердили, что условия воспитания и особенности взаимодействия ребенка с близким взрослым оказывают решающее влияние на его психическое развитие. Психические проявления (показатели взгляда, эмоций, вокализаций, действий) воспитанников Дома ребенка при взаимодействии с близким взрослым (воспитателем) значительно беднее, чем аналогичные проявления у детей из семьи при взаимодействии с матерью.
Наибольшие различия между двумя исследованными выборками отмечаются в таких особенностях взаимодействия, как: контакт взглядов, диалог, синхронизация действий, проявление инициативы и ответ на инициативу взрослого, характеризующих тонкую "подстройку" друг к другу партнеров по взаимодействию.
Экспериментальные данные подтвердили исходную гипотезу работы - зависимость типа аффективной привязанности ребенка к взрослому от характера их взаимодействия. Надежная привязанность формируется у детей из семьи при высоком уровне психической активности младенца в общении с матерью в режимные моменты, из которых наиболее важными являются кормление и свободное бодрствование. Умение матери поддерживать инициативу ребенка, устанавливать с ним контакт взглядов, синхронизировать действия и проводить взаимодействия типа диалога, особенно во время кормления, свободного бодрствования, - способствует формированию надежной привязанности. Важными факторами являются также эмоциональный и физический контакт младенца с матерью.
Ненадежная привязанность к матери развивается у ребенка в условиях менее насыщенного общения в режимные моменты, недостаточно тонкой "подстройкой" матери к младенцу при взаимодействии (невысокий уровень контакта взглядов, синхронизации, диалога). Ведущим фактором формирования аффективной ненадежной привязанности выступает большое количество инициатив ребенка, оставшихся без ответа матери.
Индифферентная ненадежная привязанность складывается у ребенка при несогласованных, негармоничных взаимодействиях (особенно во время кормления), когда на фоне неумения матери поддерживать инициативу ребенка превалирует ее собственная инициатива, на которую младенец адекватно не отвечает.
У воспитанников Дома ребенка можно выявить лишь условно надежную привязанность к близкому взрослому. Такие дети по сравнению с надежно привязанными домашними детьми в поведении более противоречивы, их психические проявления имеют менее выраженную форму.
От ненадежно привязанных воспитанников Дома ребенка условно надежно привязанные отличаются большей инициативностью, которая, однако, не достигает показателей у домашних детей. Близкий взрослый в общении с детьми в режимные моменты уделяет особое внимание свободному бодрствованию, стараясь подстроиться к ребенку, хотя и в меньшей степени, чем в паре мать-ребенок. Наибольшая несогласованность, практически отсутствие общения, обедненное взаимодействие характерно в Доме ребенка для ситуаций кормления.
Индифферентные, ненадежно привязанные воспитанники Дома ребенка проявляют незначительную активность в контактах с воспитателем, не умеют отвечать на инициативу, их общение и взаимодействие со взрослым обеднено и не развито. Воспитатели по отношению к таким детям не реализуют адекватного инициативного и ответного поведения, практически отсутствует "подстройка" под активность ребенка, воспитатель не отвечает на инициативу младенца и не получает ответа на свою.
В заключение отметим также, что дети с надежной привязанностью к матери открыты и доверчивы по отношению к другим людям и предметному миру. Они не испытывают страха перед незнакомым взрослым, проявляют к нему интерес, стараются вовлечь в общение и игру, готовы обследовать даже пугающую игрушку, доброжелательны и активны. Надежная привязанность к взрослому во втором полугодии первого года жизни создает условия для успешного дальнейшего психического развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 3-12.
2. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Этолопическое изучение детей с явлениями эмоционально депривации. Тезисы семинара "Социокогнитивно развитие ребенка". М., 1995. С. 6-7.
3. Мозг и поведение младенца. М.: ИПИ РАН, 1993.
4. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной и А.Г. Рузской. М. Педагогика, 1990.
5. Развитие личности ребенка / Под ред. Р.Х. Нассе на, Дж. Конжера и др. М.: Прогресс, 1987.
6. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // Amer. Psychologist. 1991. V. 46. P. 331-341.
7. Bowlby J. Attachament and loss: Loss, sadness and depression. V. 3. L.: Hogarth, 1980.
8. Gassidy J. The ability to negotiate the environment: An aspect of infant competence as related to quality of attachment//Child Devel. 1986. V. 57. P. 331-337.
9. Klaus M., KennelJ. An infant bonding: 2-d ed. St. Lois, 1982.
10. Main M., Cassiday J. Categories of responses in reunion with the parent at age 6: Predictable infant attachment classifications and stable over 1-month\'s period//Devel. Psychol. 1988. V. 24. P. 415-426.
11. Pipp S., Eastrerbrooks MA., Harnon RJ. The relations between attachment and knowledge of self and mother in one to three-year old infants // Child Devel. 1992. V. 63. P. 738-750.
12. SchefferH.R. The cheld\'s entry into the social world. Orlando, FL: Acad. Press, 1984.
13. SrouffLA., EgelandB., KreutzerN. The fate of early ex-prience following developmetal changes: Longitudinal approaches to individual adaptation in chilhood // Child Devel. 1990. V. 61. P. 1363-1373.
DEPENDENC OF THE TYPE OF CHILD\'S ATTACHMENT TO ADULT FROM THE PECULIARITIES OF THEIR INTERACTIONS IN FAMILY AND HOME OF CHILD
N. N. Avdeeva*, N. A. Khaymovskaya**
* Cand. sci. (psychology), head of sector of Institute of mankind RAS, Moscow ** Psychologist, Moscow training center "Khamovniky", Moscow
Dependence of the type of infant\'s attachment to adult (mother or nurse) of mure then six-month-old from the peculiarities of their interactions in family and Home of child is considered. It was shown that the high level of child\'s activity in communication and interaction with close adult, the abilities of adult to adaptate to child in course of eyes\' contact, synchrony of actions, communication as a dialog, as well as to support child\'s initiative during the interaction in the different regime moments were the factors influencing on forming of the reliable attachment.
Key words: attachment, interaction, activity, initiative, regime moments, communication, family, Home of child, reliable/unraliable attachment.
Статьи
- Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска
Вопросы психологии, 1998, №2. Стр.18 - Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден)
Вопросы психологии, 1999г., №1 - Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве
Дошкольное воспитание, №3, 2005г., стр.101-106; №5, 2005 г., стр.110-117, №7,2005г., стр.117-123 - Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве
Вопросы психологии, 1997, № 4, с. 3-10 - Теория привязанности: концепция и эксперимент
Вопросы психологии, 1995, №3, с.139.