Влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие младших школьников
|
Педагог занимает одно из основных положений в жизни и развитии ребенка-школьника: известно, что, большую часть времени ребенок проводит в школе, общаясь со сверстниками и педагогами. При самом поверхностном наблюдении становится ясным, что действия, установки и позиции педагога при общении с детьми имеют огромное значение для определения пути, по которому пойдет развитие ребенка. Тип взаимодействия со взрослым является очень серьезным фактором, влияющим как на развитие ребенка, так и на его эмоциональное благополучие.
В современной литературе представлено достаточно большое количество исследований, так или иначе связанных с изучением учительской профессии. Многочисленные исследования посвящены изучению стилей педагогического общения, личности педагога, профессионализму, становлению идентичности и т.п. Однако, такой важный феномен, как педагогическая позиция, характеризующая установки, нормы и правила, которых придерживается учитель во взаимодействии с детьми, изучен недостаточно. Большинство исследователей, говоря о влиянии педагога на развитие ребенка, как правило, большее внимание уделяют стилю общения педагога, а не его педагогической позиции, которая с нашей точки зрения более полно описывает характер процесса взаимодействия педагога с детьми.
Целью нашего исследования является необходимость выявить позицию, занимаемую педагогом, и то влияние, которое она оказывает на эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста. Нами было проведено исследование, в котором принимали участие ученики и учителя начальной школы в нескольких школах г. Москвы.
Анализируя информацию, полученную во время наблюдений, а также из результатов проведенного педагогом ранжирования детей по двум шкалам («дети с которыми трудно – дети с которыми легко»; «дети, которые вызывают положительные эмоции – дети, которые вызывают отрицательные эмоции»), мы обнаружили взаимосвязь между типом стратификации класса с позиции учителя и эмоциональным благополучием детей. В частности, заслуживает внимания феномен, который мы обозначили как стратификацию по принципу «экономии усилий». При такой стратификации класс для учителя делится на три группы, причем две из них включают по одному ребенку: с одной стороны – ребенок, отношение к которому пристрастно положительное, с другой - ребенок, отношение к которому пристрастно отрицательное, проявляющееся в абсолютном игнорировании ребенка на уроке. Основная масса учащихся принадлежит к третьей категории, к которой педагог проявляет индифферентное отношение.
Наблюдения на уроках показывают, что основная категория детей получает механическую оценку учителя как положительную, так и отрицательную (поощрения, замечания). При этом игнорируемый ребенок не получает никакого внимания со стороны педагога, а ребенок, отношение к которому пристрастно положительное, находится в центре внимания, которое выражается в похвалах, одобрениях, рекомендациях, улыбке и других эмоционально-положительных проявлениях.
В процессе исследовательской работы мы применяли такие процедуры как исследование самооценки, анкетирование (интервью), выявление уровня общей тревожности, школьной тревожности, а также уровень школьной мотивации.
Проанализировав результаты проведенного исследования, мы выяснили, что некоторые данные свидетельствуют об определенной зависимости тревожности от групповой стратификации, в частности, общая тревожность ребенка, постоянно поощряемого учителем, находящегося в поле его постоянного внимания, оказалась достаточно высокой, в то время как ее школьная тревожность – низкая. Не исключено, что постоянное пристрастное внимание учителя может выступать причиной повышенной общей тревожности ребенка.
Помимо этого, мы столкнулись с фактом очень высокой тревожности ребенка, полностью обделенного вниманием педагога. Здесь мы наблюдаем прямую зависимость школьной тревожности от игнорирования ребенка учителем. Что касается испытуемых, входящих в среднюю группу, то мы получили пока достаточно большой разброс в значениях по общей тревожности и относительно невысокий уровень тревожности по методике А.М. Прихожан. Эти результаты нуждаются в уточнении.
Мы получили также данные, свидетельствующие о низкой самооценке детей относительно возрастной нормы, причем обращает на себя внимание тот факт, что у многих детей (особенно, у испытуемой, позитивно выделяемой учителем) практически отсутствует разброс самооценки по разным шкалам. Это может свидетельствовать об «уплощенности» самооценки, усредняющей тенденции, провоцируемой холодным и безразличным учителем.
Мы полагаем, что таким образом может проявляться определенное влияние, которое позиция и установки педагога оказывает на развитие детей.
Статьи
- Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство
Вопросы психологии, 2005, №4. - Сравнительный анализ «родительских» и «педагогических» установок у учителей
2 часть М., 2005. - 560 с. - Влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие младших школьников
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Влияние учителя на взаимоотношения и общение детей в классе
М.,2003