Представление о мире, других людях и себе у одаренных подростков
|
Образ мира – важнейшее образование психики. Изучение его создает основу для понимания многих качественных преобразований психики.
Особый интерес представляет изучение особенностей представлений о мире, других людях и себе у одаренных подростков, так как именно у них наблюдается высокий уровень развития самосознания, повышенная потребность в осмыслении мира.
В связи с этим нами была определена цель нашего исследования - изучить психологические особенности образа мира у современных одаренных подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить две задачи:
-
определить адекватные методы и процедуры анализа, позволяющие определить качественное своеобразие образа мира у одарённых подростков;
-
провести сравнительный анализ образа мира у одаренных детей и их обычных сверстников.
Для решения поставленных задач поиск методик велся в двух направлениях: поиск вербальной методики и невербальной. В качестве вербальной методики мы остановились на методике диагностики образа мира субъекта Г.А. Берулавы.
Эта методика позволяет изучить образ мира с позиции наличия в нём содержательной и формальной составляющих. С позиции содержательного анализа автор предлагает три типа образа мира: эмпирический, позитивистский, гуманистический. Также мы использовали формальные характеристики образа мира, которые предлагает автор. Они рассматриваются по отношению к основным шкалам: шкала эмоциональной насыщенности, шкала активности.
В качестве невербальной методики мы остановились на рисуночном тесте «Картина мира» (авторы Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина).
В исследовании принимали участие дети разных возрастных групп (средние подростки, старшие подростки) и разными уровнями развития интеллектуальных и творческих способностей, так называемые обычные дети и дети с общей одаренностью.
В контрольную группу вошли дети, обучающиеся в гимназии г. Липецка по традиционной образовательной программе. Необходимо отметить, что среди этих подростков, как и в любой другой случайной группе школьников, были как обычные дети, так и одаренные. В то же время, мы понимали, что в гимназической выборке процент одаренных детей должен быть выше, чем в общеобразовательной школе.
Экспериментальную группу составили одаренные дети*, обучающиеся в школе №1624 «Созвездие» г. Москва по специальной программе (автор Н. Б. Шумакова), отвечающей их повышенным познавательным потребностям и возможностям.
Данное исследование проводилось весной 2004 года.
В исследовании приняли участие учащиеся 7 классов: контрольная группа - 91 человек; экспериментальная группа - 25 человек; учащиеся 9 классов: контрольная группа - 69 чел.; экспериментальная группа – 22 чел.; учащиеся 11 классов: контрольная группа - 80 чел., экспериментальная группа – 22 чел.
Выводы:
Исследуя особенности изменения образа мира у одаренных детей, мы получили результаты, на основании которых можно сделать следующие выводы.
-
Анализ особенностей образа мира у одаренных детей позволил выделить и описать еще один качественно своеобразный тип образа мира – философский, который отражает активный характер осознания мира как взаимосвязанного целого и осмысление места человека в этом целостном мире. Философский образ мира – наиболее высокий уровень осмысления мира и места в нем человека. Философский характер картины мира у одаренных подростков обнаруживается также с помощью рисуночной методики, выявляющей преобладание метафорической и абстрактной картины мира у этой группы учащихся.
-
Философский образ мир наиболее характерен для одаренных детей. Количество одаренных детей с философским образом мира увеличивается к старшему школьному возрасту. Таких изменений в группе их сверстников не наблюдается.
-
У одаренных детей во всех возрастных группах количество эмоционально насыщенных ответов преобладает над индифферентными, что не характерно для их обычных сверстников.
-
Анализ особенностей образа мира у одаренных подростков позволил выделить и описать еще одну формальную характеристику, отражающую качественное своеобразие образа мира у одаренных школьников – образность. Ответы одаренных детей характеризуются образностью, которая, в свою очередь, отличаются своеобразностью, специфичностью и неординарностью.
Статьи
- Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей
Вопросы психологии, 2004, №2. - Исследование временной перспективы в подростковом возрасте
М., 2005. - Исследование влияния тренинговой формы работы на преодоление черт алекситимии в старшем подростковом возрасте
М., 2003 - Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков
Народное образование, №2, 2001 г