Исследование влияния тренинговой формы работы на преодоление черт алекситимии в старшем подростковом возрасте
|
В данной работе мы исследовали психокоррекционное воздействие на алекситимию в старшем подростковом возрасте при помощи когнитивно-бихевиорального тренинга с элементами арт-терапии. Эти методы способствуют формированию рефлексии, предотвращающей развитие черт алекситимии, закреплению символических способов выражения своих чувств, навыков конструктивного общения, управления эмоциями, изменению ценностного отношения к эмоциям как важной и действенной стороне человеческого существования. Арт-терапевтический метод помогает отреагировать эмоции средствами, доступными людям с затрудненным символическим выражением чувств. Что делает возможным профилактику таких последствий алекситимии как: химическая зависимость, психосоматические заболевания, и.т.д. В исследовании приняли участие 13 подростков 9-ого класса коррекции, средний возраст которых составил 15,5 лет. Наше исследование носило пилотажный характер и включало в себя следующие этапы: 1. первичная диагностика алекситимии с помощью методики распознавание эмоций по фотографиям (Курск Н.С.) и опросника Кристалла; 2. создание программы тренинга и его проведение; 3. повторная диагностика алекситимии теми же методиками; 4. качественная и количественная обработка результатов.
В результате работы мы пришли к следующим выводам:
-
при помощи математико - статистической обработки (использовался критерий Уилкоксона) нами были получены данные подтверждающие нашу гипотеза о положительном влиянии когнитивно - бихевиоральных тренингов с элементами арт - терапии на способность распознавать и осознавать эмоции.
-
улучшились показатели по осознаванию и распознаванию эмоций: страха, радости, гнева, а также осознаванию удивления и распознаванию презрения; самый высокий показатель в увеличении распознавания и осознавания эмоций был достигнут в отношении эмоции страдания; незначительно увеличились показатели распознавания/осознавания эмоции презрения и удивления; способность осознавать эмоции, увеличилась более значимо, чем способность распознавать эмоции.
Статьи
- Учите детей общаться
Дошкольное воспитание, 2000г., №12 - Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов
Психологический журнал, 2004, №2.