Проблема отказных детей в приемных семьях

Автор: Япарова О.Г. 
Ключевые слова:  приемная семья 
Версия для печати
  1. Обратная сторона помещения детей в приемные семьи — отказ от детей, приносящий страдания и детям, и семьям. В связи с большой остротой этой проблемы целью данной работы было сопоставить социальные и психологические особенности родителей-отказников и эффективных родителей (в каждой группе было 6 человек).

Не выявлено возрастных различий между группами (средний возраст родителей-отказников 38,5 лет, эффективных — 34,2 года). Среди отказников пять человек — жители сельской местности со средним образованием, один человек живет в городе и имеет высшее образование. Среди эффективных родителей 5 человек — городские жители и один живет в поселке городского типа, образование у пяти человек средне-специальное, у одного незаконченное высшее. Личностный профиль родителей по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттелла (Версия С) практически ничем не отличается, все факторы находятся в среднем диапазоне. Различия наблюдаются по фактору А (аффектотимия-шизотимия). У эффективных родителей по этому фактору высокое значение, у родителей-отказников — среднее. Для высоких значений данного фактора характерны богатство эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству. Чем ниже значение, тем меньше гибкости во взаимоотношениях с окружающими. Неэффективные родители формальны в контактах, больше предпочитают иметь дело с вещами, хозяйством, чем с людьми. Эта особенность воспринимается детьми как негативная.

Из 6 отказных детей, обследуемых по модифицированной методике семейный тест отношений (Марковская, 2005), 4 ребенка карточку «Этот человек слишком занят, чтобы у него осталось на меня время» отослали либо матери, либо отцу.

Для определения родительского отношения к приемному ребенку использовался модифицированный нами тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. В опроснике была убрана шкала «Симбиоз», содержание некоторых утверждений адаптировано к реалиям приемной семьи. Интегральное эмоциональное отношение к ребенку у неэффективных родителей, имеющих высокий тестовый балл (61,9 %), интерпретируется как отвержение. У эффективных родителей этот же показатель имеет более низкие значения (34,5%) и интерпретируется как принятие. Неэффективные родители предпочитают авторитарную форму контроля за детьми, для них естественно требовать безоговорочное послушание и дисциплину (82,9 %). Успешные родители в меньшей степени стремятся жестко приучать детей к порядку, сложившемуся в их доме, навязывать свою волю (57,1%). Гиперсоциализация неэффективных приемных родителей усугубляется особенностями их восприятия и понимания неудобного ребенка. Неуспешные родители приписывают этим детям социальную и личную несостоятельность, не верят в их исправление.

Описанные результаты психологической диагностики родителей говорят о проблеме непринятия трудного ребенка, отсутствии навыков эффективного общения с ним, следование стойким социальным стереотипам в семейном воспитании. Люди с более высоким уровнем образования оказываются более гибкими в общении с проблемными детьми. Все это свидетельствует о необходимости специальной диагностики и дальнейшей психологической работы с кандидатами в приемные родители.

Смотрите также:

Статьи