Социально-психологический статус семей воспитанников социального приюта
|
Семья является одним из главных агентов, оказывающих значительное влияние на все стороны развития ребенка, в том числе на особенности его социализации. Большая часть усвоенного детьми опыта жизни в семье переходит на подсознательный уровень и определяет его дальнейшее становление как субъекта собственной жизни.
Семья представляет собой своеобразную модель общества и изменения, происходящие в обществе, влекут за собой трансформации и в семье. Поэтому кризисные явления, широко распространяющиеся в последние полтора десятилетия в российском обществе, не обошли и частную жизнь россиян. Большинство российских семей за этот период ощутили всю остроту и тяжесть низкой социальной эффективности экономических реформ, широкой коммерциализации всех сторон жизни, трудностей профессиональной реализации, материального обеспечения. Это привело к деформации института семьи, дезорганизации детско-родительских отношений и, как следствие, росту детской беспризорности. В ответ на эти негативные изменения государство приняло Закон РФ от 24 июня 1999 г. (№ 120 — ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Он призван содействовать созданным в 90-е гг. XX в. социально-реабилитационным учреждениям в работе с социально дезадаптированными детьми и подростками. К ним относятся:
-
социальные приюты;
-
центры помощи семье и детям;
-
центры социальной реабилитации несовершеннолетних.
Не стала исключением и Нижегородская область, где активно функционируют и продолжают открываться подобные учреждения. Если в 1999 году таких учреждений насчитывалось 34 в 31 районе Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода, то к 2005 году число их увеличилось до 50:
-
10 центров помощи семье и детям;
-
29 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
-
11 социальных приютов для детей и подростков.
Среди подобных учреждений — МУ «Социальный приют для детей и подростков» Кстовского района Нижегородской области, опыт которого представлен ниже. Целью его создания является оказание социальной, психологической, медицинской, педагогической помощи семье и, в частности, ребенку, находящимся в кризисной или близкой к этому ситуации. Приют предназначен для временного проживания детей 3-18 лет по причине:
-
утраты ребенком семейных, родственных связей (вследствие смерти родителей, отказа родителей от выполнения своих обязанностей);
-
кризисной, социально-опасной ситуации в семье (жестокое обращение с ребенком, алкоголизм родителей, тяжелое материальное положение семьи...);
-
отсутствия надзора за ребенком со стороны взрослых (брошенные, заблудившиеся дети...).
Очерченный круг причин обозначает как первостепенную задачу в работе специалистов приюта — получение информации о семье ребенка (ее структуре, морально-психологическом климате, особенностях внутрисемейного общения и отношений, наличии факторов риска, причинах конфликтов, кризисной ситуации). От степени ее полноты и достоверности зависят стратегии и результативность оказываемой помощи.
Наш опыт работы в данной сфере позволяет выделить следующие типы семей, нуждающихся в разного рода помощи:
-
неполная семья;
-
малообеспеченная семья;
-
алкогольная семья (семья с зависимостями);
-
многодетная семья;
-
конфликтная семья.
Наибольший процент детей, поступающих в приют, составляют дети из семей, где один, а чаще, оба родителя страдают алкоголизмом (более 70%). В таких семьях воспитание и уход за ребенком либо отсутствуют совсем, либо носят характер разовых воздействий. Это сопровождается социальной пассивностью родителей, их личностной деградацией, отсутствием желания и способности быть ответственным за детей, снятием всякого рода моральных запретов. Дети, как правило, находятся в опасной для жизни и здоровья обстановке: отсутствие полноценного питания, постоянных средств к существованию, антисанитарная обстановка в доме либо отсутствие жилья (в практике работы есть случаи «проживания» ребенка вместе с семьей на свалке, на кладбище), криминальные связи родителей, жестокое обращение с детьми, разного рода насилие в отношении несовершеннолетних и т.д. Развитие ребенка, выросшего в такой семье, ущербно во всех отношениях: физическом, психологическом, эмоционально-личностном, социальном и имеет степень глубокой запущенности, слабо поддающейся коррекции. Тем не менее, многие из них оправдывают поведение и поступки родителей, идеализируют их, характеризуют преимущественно с положительной стороны, стараются скрыть асоциальные наклонности своих родителей, стремятся вернуться к ним. Часто дети смиряются с такой обстановкой в семье, принимают ее как неизбежную. Не имея опыта выстраивания позитивной жизненной перспективы, они впоследствии повторяют жизненный путь родителей. При отрицательном отношении к такого рода условиям в семье несовершеннолетние предпочитают более свободную жизнь, уходят из семьи, бродяжничают и, в конечном итоге, попадают в асоциальную среду, совершают правонарушения, преступления.
Но зачастую, помощь, оказываемая родителям, страдающим алкогольной зависимостью, (направление на бесплатное лечение, содействие в трудоустройстве, оформление необходимых документов, психологическая поддержка и др.) имеет невысокий процент эффективности. И положительный результат в работе с такого рода семьями носит нестойкий характер и достигается редко. Причины этого, на наш взгляд, кроются в следующем:
-
затяжной кризисный период;
-
отсутствие возможности трудоустройства с приемлемой зарплатой при невысокой профессиональной квалификации родителей;
-
сохранение прежних социальных контактов родителей;
-
отсутствие государственной бесплатной квалифицированной поддержки в период после лечения.
Поэтому дети из алкогольных семей по выходе из приюта, чаще всего, становятся воспитанниками интернатных учреждений, детских домов.
Положительная перспектива наблюдается в том лишь случае, когда родители осознают необходимость исправления ситуации и ориентированы на это, имея достаточный мотивационный и личностный потенциал.
Следующая категория семей, которая нуждается в социальной поддержке, — неполная семья. По данным социального приюта г. Кстово Нижегородской области, доля неполных семей составляет около 50% от общего количества обращающихся в данное учреждение. Л.М. Шипицына отмечает, что неполную семью часто относят к категории семей «группы риска», так как отсутствие одного из родителей, по мнению некоторых исследователей, в частности М.М. Плоткина, способствует деформации психологического и личностного развития, ценностных ориентации, трудностям адаптации ребенка в социуме.
Так как, чаще всего, воспитателем в такой семье является мать, то дети (прежде всего, мальчики) ощущают дефицит общения с мужчиной. Мальчики испытывают трудности в усвоении мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они часто гипертрофируют свою маскулинность, демонстрируя агрессивность. Л.М. Шипицына подчеркивает, что подобные отклонения в поведении детей из неполных семей развиваются при дефиците внимания со стороны родителя, воспитывающего ребенка. Одна из причин этого — жизненная неудовлетворенность родителя. Нередки случаи, когда состояние фрустрации одиноких родителей (прежде всего, женщины-матери) приводит к их алкоголизации. В этом случае семья попадает в разряд малообеспеченных или в разряд алкогольных и после этого становится объектом пристального внимания со стороны социально-реабилитационных учреждений. Неполная семья часто испытывает трудности экономического характера, имеет низкую материальную обеспеченность.
Таким образом, жизненная ситуация, в которой оказываются члены неполной семьи в условиях нынешней социально-экономической нестабильности, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государственных учреждений по работе с семьей (прежде всего, системы социальной защиты). Опыт работы нашего учреждения показывает, что при наличии стойкой заинтересованности со стороны родителей и поддержки государства и близких людей такая семья имеет конструктивный потенциал к снижению остроты кризисной ситуации.
К типу малообеспеченной семьи (около 30% от числа обратившихся в социальный приют г. Кстово) можно отнести многодетные семьи (20%), семьи безработных, вынужденных переселенцев. Жизненный уровень членов этих семей низкий, несмотря на возможное наличие определенных социальных льгот, предоставляемых государством. Малообеспеченная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка. Поэтому родители вынуждены искать дополнительный заработок для обеспечения оптимальных условий содержания семьи и, прежде всего, детей. Это ведет к снижению контроля за развитием ребенка. Дети оказываются лишенными должного присмотра, а при отсутствии возможности участвовать в организованной досуговой деятельности попадают в асоциальные компании. Неблагоприятные последствия отсутствия должного внимания родители вынуждены исправлять в дальнейшем при участии специалистов. Эта категория семей, как правило, становится постоянным клиентом нашего учреждения, при этом охотно идя на сотрудничество и принимая предлагаемую помощь.
Хотя нужно отметить, что в настоящее время в условиях ограниченных материальных возможностей и социальной нестабильности российская семья вынуждена сокращать рождаемость. Таким образом, многодетность становится уделом по большей части неблагополучных семей, злоупотребляющих алкоголем, ведущих беспорядочную сексуальную жизнь.
К неблагополучным семьям, нуждающимся в социально-психологической помощи, относится конфликтная семья. Причиной конфликтных взаимоотношений в подобной семье, чаще всего, является низкий уровень общей и психолого-педагогической культуры взрослых, их стремление любой ценой добиться желаемого поведения ребенка, отсутствие гибкости в воспитательных установках или, наоборот, излишняя податливость, отсутствие четко оформленных целей в воспитании ребенка, недостаток эмоционального контакта, отчужденность в отношениях с детьми. Стиль отношений в такой семье характеризуется как конфронтационный.
В данном случае патогенным фактором, как отмечает Л.М. Шипицына, выступает психологический климат в семье. Такого рода недостатки в семейном воспитании нередко встречаются в полных семьях, имеющих материальный достаток и считающихся в целом «благополучными». Но, чаще всего, описанная ситуация имеет место в алкогольной семье и в семье с родителями, больными психическими заболеваниями. Обращаются за помощью такие семьи в том случае, если конфликт достигает своего пика, или когда ребенок самостоятельно приходит в наше учреждение и отказывается возвращаться домой. В данном случае успех оказываемой помощи во многом зависит от желания взрослых разрешить не конкретный конфликт, а осознать собственные ошибки и изменить отношение в целом к ребенку, пересмотреть собственные воспитательные установки.
В этом отношении неблагоприятный прогноз имеют семьи, где один или оба родителя имеют психическое заболевание и не ограничены в правах на ребенка. Дети в таких условиях приобретают негативный опыт социальных взаимодействий, их психологическое развитие искажается, становясь пограничным с психическим заболеванием, часто они имеют диагноз «психопатическое развитие личности».
Если положительной динамики в работе с конфликтной семьей не наблюдается, то ребенок неоднократно попадает в учреждения, подобные нашему. В дальнейшем данная ситуация может иметь 3 варианта развития:
-
Члены семьи мирятся со сложившейся ситуацией, адаптируются к ее условиям. Детско-родительские отношения носят формальный характер, представители двух поколений живут «параллельно».
-
Немало случаев, когда при отсутствии позитивного разрешения ситуации семейные связи полностью утрачиваются, и ребенок становится членом асоциальных, криминальных компаний, завершая свой путь в исправительном учреждении.
-
В практике нашего учреждения есть случаи, когда после неоднократного обращения клиентов из таких семей, родители идут на сознательный отказ от выполнения своих обязанностей относительно ребенка. В этом случае в судебном порядке решается вопрос о лишении их родительских прав, и ребенок переводится в интернатное учреждение, то есть детский дом, приобретая статус сироты.
Таким образом, спектр семей социального риска достаточно широк. Факторы, сказывающиеся на семейном благополучии, также разнообразны: социальные, экономические, психологические, педагогические. Длительность их воздействия может быть неодинакова. А семья — это «живой организм», который постоянно развивается. Поэтому одна и та же семья на протяжении своего существования претерпевает трансформацию и может изменять свою принадлежность к той или иной категории. Таким образом, на наш взгляд, первоочередной задачей в работе с семьей является профилактика дезинтегрирующих явлений, разрешение возникающих проблем еще на уровне благополучной семьи, когда ее ресурс более высокий, а проблема не имеет глубокого проникновения. Решение этой задачи наиболее доступно в различных центрах помощи семье и детям.
В ситуации, когда проблемы имеют затяжной характер, и семья принадлежит к той или иной вышеназванной категории, актуальными задачами будут:
-
помощь семье в поиске и развитии ресурсов для самостоятельного выполнения своих функций,
-
помощь в развитии умения конструктивно разрешать возникающие проблемы,
-
повышение адаптационных возможностей к социальной действительности социально приемлемыми способами (тем самым предоставляя ребенку позитивный опыт социализации).
Статьи
- Роль образа родителя в социализации детей, воспитывающихся вне семьи
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Влияние детско-родительских отношений на социализацию телесных функций у соматически неблагополучных подростков
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние личностных особенностей родителей на развитие рефлексии
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние образа родителей на формирование уровня творчества детей
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни
Вопросы психологии, 2004, №5. - Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
Журнал практической психологии и психоанализа - № 3. сентябрь 2002 - Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Восприятие семейной среды подростками из разных-социальных условий
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Гендерное измерение социокультурного пространства депривационной среды развития сиротских учреждений
3 часть, М., 2005. - 560 с.