Проблемы профессионального семейного воспитания детей-сирот в житейской и научной психологии

Автор: Пичугина М.Ю. 
Версия для печати

Большую тревогу общественности в современной России вызывает проблема детей, оставшихся без попечения родителей. По различным данным, таких детей насчитывается до 700 тысяч, то есть население примерно трех таких городов как Великий Новгород. Тревога общественности объяснима и закономерна, но представления и реальность, как и во многих других случаях, здесь не совпадают. Социологический опрос, проведенный в Великом Новгороде, свидетельствует, что, по мнению горожан, сирота — это одинокий ребенок, проживающий в детском доме или интернате, не имеющий родственников. В действительности, примерно 80 процентов детей-сирот составляют социальные сироты, то есть родители ребят живы, но лишены родительских прав. Анализ личных дел воспитанников социальных приютов, показал, что в среднем они имеют трех родителей (включая мачех и отчимов) и пятерых братьев и  сестер (считая сводных).

Если в общественном мнении образ ребенка сироты связан обязательно с детским учреждением, то в реальности большинство детей-сирот проживает в семьях. Это еще одно расхождение представления и действительности. В Великом Новгороде разные формы семейного устройства детей-сирот примерно в два раза превышают количество воспитанников детского дома и интерната. Преобладающим по количеству детей является опекунство, на втором месте — усыновление, далее следуют новые, активно развивающиеся в настоящее время такие формы устройства как патронатные и приемные семьи, семейно-воспитательные группы.

Патронатные и приемные семьи, семейно-воспитательные группы — это, так называемые, профессиональные семьи, то есть взрослые работают воспитателями сирот на дому, выполняя соответствующие социально значимые функции и получая заработную плату. В настоящее время в средствах массовой информации и в общественном мнении именно эти формы считаются оптимальным способом решения проблемы сиротства. Психологический анализ реальной ситуации вновь демонстрирует значительное расхождение представлений и реальности. Характеристиками любой профессиональной деятельности являются: общественно-полезный характер, выполнение определенных служебных обязанностей, квалификационные требования, а также моральное и материальное вознаграждение. Уже в названии исполняемых должностей заложен один из возможных внутриличностных конфликтов, так в приемной семье договор заключается с одним из родителей, чаще женщиной, которая становится приемной матерью. Возможна ли работа в роли матери для женщин, которые в большинстве случаев уже имеют опыт материнства, воспитывая собственных детей?

Какие отношения формируются в приемных семьях, которые создаются на время действия договора, но официально называются детско-родительскими? Должность воспитателя или роль матери? Подмена понятий, стремящаяся вернуть ребенку утраченную семью, очевидно имеет сложные психологические последствия и для приемной семьи и для сирот. В ситуации патроната или социально-воспитательной группы отношения более определенные, это воспитатель-воспитанник на время действия заключенного договора.

Профессиональная семья, предполагается, лучше, в отличие от детского дома, справится с воспитанием, даст сироте опыт семейных отношений и поможет успешной социализации. Известно, что выпускники интернатных учреждений трудно адаптируются в обществе. Правомерно ли предполагать, что приемная семья окажется более успешной в этом вопросе, чем опытные специалисты-профессионалы детского учреждения? Любая профессиональная деятельность требует обязательной специальной подготовки. В настоящее время различные программы обучения будущих профессиональных семейных воспитателей стали реальностью. Так в Великом Новгороде на уровне Городской Думы утверждена как обязательная форма подготовки — участие в специальной тренинговой программе «Дорога к дому».

Участниками занятий являются не только будущие воспитатели, но и специалисты органов опеки и попечительства, а также городской психологической службы сопровождения приемных и патронатных семей, что способствует созданию делового партнерства в трудном и важном деле — воспитании государственных детей.

Профессиональные семейные воспитатели — представители одного из сложнейших видов «помогающих» профессий, которые отличает высокий уровень эмоционального напряжения, повышенная стрессогенность и т.д. вплоть до «синдрома выгорания». Опыт работы с приемными семьями Великого Новгорода доказывает необходимость и эффективность групповой и индивидуальной супервизии как формы психологического сопровождения. Проводимые в формате балинтовских групп занятия оказались востребованной формой взаимопомощи, психологической поддержки и своеобразными курсами повышения квалификации для существующих приемных семей. В настоящее время нами ведется разработка профессиограммы приемного воспитателя, определяющей специфику деятельности и специальные требования к работнику, а также психологические критерии отбора и мониторинга.

Смотрите также:

Статьи