Игровая терапия как коррекционный метод работы с прошлым детей, оставшихся без родителей, попавших в приемную семью
|
В теории структуры личности гуманистического направления психологии внешние поведенческие проявления зависят от интеграции всех прошлых и настоящих переживаний, условий и отношений, но свидетельствуют об исполнении внутреннего мотива — стремлению к полной самореализации.
Игровая терапия может являться методом работы с детьми, пережившими травматический опыт. Недирективный характер плей-терапии позволяет ребенку пережить безопасный опыт полного приятия себя и своей истории.
Основные принципы организации игрового пространства делают ребенка и режиссером, и актером своей жизненной пьесы. Роль тераписта заключается в создании для ребенка безопасного пространства путем установки правил, следовании за его игрой, в понимании символического смысла проигрываемых ситуаций, отслеживании динамики развития игровых фрагментов.
Участие в игровой терапии предполагает посещение ребенком нескольких сессий. Количество игровых сессий напрямую зависит от силы и глубины травматического опыта ребенка, а также от личностных особенностей ребенка. Выбор длительности и ритма терапии должен максимально удовлетворить потребности ребенка в безопасном проигрывании травматического опыта. После каждых 4-х сессий происходит обобщение полученного терапистом материала, встреча с родителями или родными ребенка.
Оборудование игрового пространства и набор игрушек должны позволить ребенку смоделировать любую жизненную ситуацию. Обязателен набор так называемых нейтральных игр, которые ребенок может использовать в период релаксации.
«Язык» плей-терапии. Любой фрагмент игры ребенка имеет символический смысл. Считывая эту информацию, терапист получает доступ к святая святых внутреннего мира ребенка. Особое значение во время игры ребенка имеет вербальная реакция тераписта, который не дает «обратной связи», а «отзеркаливает» действия и чувства ребенка.
Плей-терапия в Китеже. Обобщение накопленного опыта, примеры из нашей практики.
Статьи
- «Наставничество» как форма работы по адаптации детей, попадающих в приемные семьи
Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 3 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с. - Стадии адаптации в приемной семье ребенка, оставшегося без родителей, и их связь с возрастным периодами развития
3 часть. - М., 2005. - 560 с. - Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи
Вопросы психологии, 2001, №4.