Детская психология
 

«Наставничество» как форма работы по адаптации детей, попадающих в приемные семьи

Автор: Пичугина М.Ю. 
Версия для печати

В основе нашей педагогической работы в отношении детей-сирот лежит идея создания целостной развивающей среды — терапевтического окружения.

Оно должно ставить проблемы и препятствия, звать к новым преодолениям собственного несовершенства, но оно же должно давать возможность ребенку отступить, «зализать раны», взглянуть на ситуацию без страха и спешки. Тут-то и нужен человеку помощник, тот, кого он не боится, кому доверяет. Так как ребенок-сирота в большей степени имеет негативный опыт общения со взрослыми, таким безопасным помошником скорее всего может оказаться ребенок, попавший в такую же ситуацию, но более старший по возрасту.

В условиях терапевтического педагогического сообщества роль «старшего товарища» выполняется «наставником». Термин «наставничество» введен здесь для обозначения сложного комплекса терапевтических взаимоотношений, целенаправленно формируемых для решения проблем адаптации и развития детей сирот. В основе этого метода лежит принцип конструирования взаимоотношений между двумя участниками, один из которых старше другого.

Заботливый старший товарищ помогает ребенку воспитать в себе ценные качества (интерес к знаниям, позитивный взгляд на себя и на будущее, позитивные представления о таких понятиях, как забота о ближних, социальная справедливость, честность и противостояние негативному поведению), которые дадут ему возможность полноценного социального и личностного функционирования в будущем.

Индивидуальная работа наставника с учеником позволяет ребенку ощущать себя в безопасности, заочно сверять свои мысли и действия с мнением коллектива. А через наставника ребенок начинает строить доверительные отношения со сверстниками и взрослыми.

В детском терапевтическом сообществе роль «наставников» могут исполнять старшеклассники. Для старшеклассников наставничество тоже является также методом терапии. Помогая более слабым, сами становятся сильнее, беря ответственность за другого, начинают более ответственно подходить к поступкам, совершаемым в собственной жизни.

Старшеклассники перестают ощущать себя «объектами воспитания», начинают отождествлять себя со взрослыми, что резко изменяет их позицию по отношению к собственному развитию.

Существует несколько правил, которых должен придерживаться наставник в отношениях с ребенком как в индивидуальной беседе:

  • Конфиденциальность — личная информация, полученная от ребенка, за пределы этой пары не выносится.
  • Уважение и безоценочность — можно оценивать поступок ребенка, но не его самого как личность.
  • Собственный выбор — ребенок сам выбирает, будет ли он работать с наставником и определять степень доверия в разговорах с ним.

Раз в неделю происходят собрание наставников, где вместе с педагогами они обсуждают проделанную работу, анализируют результаты, пытаются найти новые способы помочь ребенку. Наставники проходят различные курсы обучения, а так же имеют куратора — взрослого педагога, который поддерживает, дает объяснения и советы, консультируют по существующим вопросам, контролирует их работу с ребенком. Наставник также должен согласовывать свои действия с приемными родителями и ставить в курс дела.

Подводя итог, можно сделать выводы о том, что работа наставника с ребенком приносит следующие результаты:

  • эмоциональное и духовное оздоровление детей сирот;
  • профессиональный рост старших школьников;
  • выявление и развитие творческих способностей активных ребят;
  • использование новых форм и средств социального воспитания.

В самом широком смысле слова наставничество помогает решать задачу жизненного самоопределения.
Данная программа работы с детьми, оставшимися без родителей, была эффективно осуществлена на базе сообщества приемных семей «Китеж», служила цели адаптации вновь прибывших детей к условиям сообщества.

Смотрите также:

Статьи Книги

Новости психологии

23.09.2021

Алексей Мелехин про нарушения сна у детей


22.09.2021

Детям-сиротам в России станет доступнее высшее образование


22.09.2021

Подборка литературы



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика