«Наставничество» как форма работы по адаптации детей, попадающих в приемные семьи
|
В основе нашей педагогической работы в отношении детей-сирот лежит идея создания целостной развивающей среды — терапевтического окружения.
Оно должно ставить проблемы и препятствия, звать к новым преодолениям собственного несовершенства, но оно же должно давать возможность ребенку отступить, «зализать раны», взглянуть на ситуацию без страха и спешки. Тут-то и нужен человеку помощник, тот, кого он не боится, кому доверяет. Так как ребенок-сирота в большей степени имеет негативный опыт общения со взрослыми, таким безопасным помошником скорее всего может оказаться ребенок, попавший в такую же ситуацию, но более старший по возрасту.
В условиях терапевтического педагогического сообщества роль «старшего товарища» выполняется «наставником». Термин «наставничество» введен здесь для обозначения сложного комплекса терапевтических взаимоотношений, целенаправленно формируемых для решения проблем адаптации и развития детей сирот. В основе этого метода лежит принцип конструирования взаимоотношений между двумя участниками, один из которых старше другого.
Заботливый старший товарищ помогает ребенку воспитать в себе ценные качества (интерес к знаниям, позитивный взгляд на себя и на будущее, позитивные представления о таких понятиях, как забота о ближних, социальная справедливость, честность и противостояние негативному поведению), которые дадут ему возможность полноценного социального и личностного функционирования в будущем.
Индивидуальная работа наставника с учеником позволяет ребенку ощущать себя в безопасности, заочно сверять свои мысли и действия с мнением коллектива. А через наставника ребенок начинает строить доверительные отношения со сверстниками и взрослыми.
В детском терапевтическом сообществе роль «наставников» могут исполнять старшеклассники. Для старшеклассников наставничество тоже является также методом терапии. Помогая более слабым, сами становятся сильнее, беря ответственность за другого, начинают более ответственно подходить к поступкам, совершаемым в собственной жизни.
Старшеклассники перестают ощущать себя «объектами воспитания», начинают отождествлять себя со взрослыми, что резко изменяет их позицию по отношению к собственному развитию.
Существует несколько правил, которых должен придерживаться наставник в отношениях с ребенком как в индивидуальной беседе:
- Конфиденциальность — личная информация, полученная от ребенка, за пределы этой пары не выносится.
- Уважение и безоценочность — можно оценивать поступок ребенка, но не его самого как личность.
- Собственный выбор — ребенок сам выбирает, будет ли он работать с наставником и определять степень доверия в разговорах с ним.
Раз в неделю происходят собрание наставников, где вместе с педагогами они обсуждают проделанную работу, анализируют результаты, пытаются найти новые способы помочь ребенку. Наставники проходят различные курсы обучения, а так же имеют куратора — взрослого педагога, который поддерживает, дает объяснения и советы, консультируют по существующим вопросам, контролирует их работу с ребенком. Наставник также должен согласовывать свои действия с приемными родителями и ставить в курс дела.
Подводя итог, можно сделать выводы о том, что работа наставника с ребенком приносит следующие результаты:
- эмоциональное и духовное оздоровление детей сирот;
- профессиональный рост старших школьников;
- выявление и развитие творческих способностей активных ребят;
- использование новых форм и средств социального воспитания.
В самом широком смысле слова наставничество помогает решать задачу жизненного самоопределения.
Данная программа работы с детьми, оставшимися без родителей, была эффективно осуществлена на базе сообщества приемных семей «Китеж», служила цели адаптации вновь прибывших детей к условиям сообщества.
Статьи
- Проблема отказных детей в приемных семьях
3 часть. - М., 2005. - 560 с. - Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
3 часть, М., 2005. - 560 с.
- Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья
2006 г., 368 стр. - Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1.
Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000 г., 304 стр. - Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2.
Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000 г., 464 стр. - Семья глазами ребёнка
Издательство: Рипол Классик, 2003 г. Твердый переплет, 224 стр. - Нарушения развития и социальная адаптация
М.: ПЕРСЭ, 2002. - 192 с. - Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция
Сфера, 2005, 160 стр. - Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
М.: Издательский центр «Академия» , 2005, 192 стр. / Под ред. С. А. Козловой - Инновационные услуги в профилактике социального сиротства. Опыт Томской области. Сборник статей, методических материалов, нормативно-правовых документов
Под ред. М.О. Егоровой - М., Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. - Охрана детей-сирот в России (История и современность)
М.: Дом, 1994. — (Проблемы детства: наука практика). — 176 с. - Проблема сиротства. Механизмы профилактики, инновационные услуги, новые подходы в управлении. Опыт Хабаровска
Ответственный составитель Н.И. Кокуркина. - М., 2006. - 178 с. - Психология сиротства
Спб.: Питер 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с: ил. — (Серия «Детскому психологу»). - Пути решения проблемы сиротства в России
Тематическое приложение к журналу «Вопросы психологии» М., 2002Рецензент доктор психологических наук A.M. Прихожан