«Наставничество» как форма работы по адаптации детей, попадающих в приемные семьи

Автор: Пичугина М.Ю. 
Версия для печати

В основе нашей педагогической работы в отношении детей-сирот лежит идея создания целостной развивающей среды — терапевтического окружения.

Оно должно ставить проблемы и препятствия, звать к новым преодолениям собственного несовершенства, но оно же должно давать возможность ребенку отступить, «зализать раны», взглянуть на ситуацию без страха и спешки. Тут-то и нужен человеку помощник, тот, кого он не боится, кому доверяет. Так как ребенок-сирота в большей степени имеет негативный опыт общения со взрослыми, таким безопасным помошником скорее всего может оказаться ребенок, попавший в такую же ситуацию, но более старший по возрасту.

В условиях терапевтического педагогического сообщества роль «старшего товарища» выполняется «наставником». Термин «наставничество» введен здесь для обозначения сложного комплекса терапевтических взаимоотношений, целенаправленно формируемых для решения проблем адаптации и развития детей сирот. В основе этого метода лежит принцип конструирования взаимоотношений между двумя участниками, один из которых старше другого.

Заботливый старший товарищ помогает ребенку воспитать в себе ценные качества (интерес к знаниям, позитивный взгляд на себя и на будущее, позитивные представления о таких понятиях, как забота о ближних, социальная справедливость, честность и противостояние негативному поведению), которые дадут ему возможность полноценного социального и личностного функционирования в будущем.

Индивидуальная работа наставника с учеником позволяет ребенку ощущать себя в безопасности, заочно сверять свои мысли и действия с мнением коллектива. А через наставника ребенок начинает строить доверительные отношения со сверстниками и взрослыми.

В детском терапевтическом сообществе роль «наставников» могут исполнять старшеклассники. Для старшеклассников наставничество тоже является также методом терапии. Помогая более слабым, сами становятся сильнее, беря ответственность за другого, начинают более ответственно подходить к поступкам, совершаемым в собственной жизни.

Старшеклассники перестают ощущать себя «объектами воспитания», начинают отождествлять себя со взрослыми, что резко изменяет их позицию по отношению к собственному развитию.

Существует несколько правил, которых должен придерживаться наставник в отношениях с ребенком как в индивидуальной беседе:

  • Конфиденциальность — личная информация, полученная от ребенка, за пределы этой пары не выносится.
  • Уважение и безоценочность — можно оценивать поступок ребенка, но не его самого как личность.
  • Собственный выбор — ребенок сам выбирает, будет ли он работать с наставником и определять степень доверия в разговорах с ним.

Раз в неделю происходят собрание наставников, где вместе с педагогами они обсуждают проделанную работу, анализируют результаты, пытаются найти новые способы помочь ребенку. Наставники проходят различные курсы обучения, а так же имеют куратора — взрослого педагога, который поддерживает, дает объяснения и советы, консультируют по существующим вопросам, контролирует их работу с ребенком. Наставник также должен согласовывать свои действия с приемными родителями и ставить в курс дела.

Подводя итог, можно сделать выводы о том, что работа наставника с ребенком приносит следующие результаты:

  • эмоциональное и духовное оздоровление детей сирот;
  • профессиональный рост старших школьников;
  • выявление и развитие творческих способностей активных ребят;
  • использование новых форм и средств социального воспитания.

В самом широком смысле слова наставничество помогает решать задачу жизненного самоопределения.
Данная программа работы с детьми, оставшимися без родителей, была эффективно осуществлена на базе сообщества приемных семей «Китеж», служила цели адаптации вновь прибывших детей к условиям сообщества.

Смотрите также:

Статьи Книги