Детская психология
 

Психо-эмоциональные особенности развития личности ребенка в условиях детского дома

Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.

Раскрытие проблемы развития ребенка, воспитывающегося вне семьи, позволяет экспериментальным путем выявить некоторые особенности развивающейся личности. Цель нашего исследования состояла в изучении ее психо-эмоциональных составляющих.

В проведенном исследовании приняли участие воспитанники дошкольной группы Старооскольского детского дома и дети, посещающие детский сад, живущие в семье.

В ходе работы была составлена программа исследования, в рамках которой сформулирована гипотеза о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути с формированием специфических черт личности, проявляющихся в особых эмоциональных комплексах (незащищенность, импульсивность, низкая эмпатия и т д.).

Использовались следующие методы: изучение и анализ психологической, научно-методической и сравнительной литературы по рассматриваемой проблеме; наблюдение с фиксацией чувственных проявлений и признаков психического напряжения; проективная методика ДДЧ по Р.Ф. Беляускайте; исследование уровня тревожности по тесту Тэммла, Дорки, Амена; цветовой тест Люшера; экспериментальная методика «Нелепица»; методы математической статистики (анализ средних значений, корреляционный анализ, непараметрический критерий Манна-1 Уитни).

В процессе исследования была частично подтверждена гипотеза.

Так действительно дети, оставшиеся без родительского попечительства, имеют ряд отличительных особенностей. В частности, повышенную агрессивность, сверхчувствительность, капризность, упрямство; высокие уровни враждебности и конфликтности. Для детей, воспитывающихся в условиях детского дома, характерны: трудности в общении, признаки психического напряжения, невротические тенденции.

Разбалансированность психо-эмоциональных состояний у мальчиков и девочек проявляется в следующем. Девочки более боязливы, тревожны, им свойственно чувство неполноценности, они чаще испытывают трудности в общении, имеют более высокий уровень психического напряжения. Мальчики более капризны, завистливы, враждебны, недоверчивы, чувствуют себя незащищенными, имеют повышенный уровень самооценки.

Думаем, что полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы психологами, педагогами. Надеемся, что изучение данной проблемы найдет свое отражение в дальнейших исследованиях.

Новости психологии

21.01.2022

Подборка литературы


24.12.2021

Объявлена дата I Международной конференции Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике


16.12.2021

О воспитании ребёнка с РАС в подкасте «Vasia in Space»



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2022 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2022 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика