Психо-эмоциональные особенности развития личности ребенка в условиях детского дома
|
Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.
Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.
Раскрытие проблемы развития ребенка, воспитывающегося вне семьи, позволяет экспериментальным путем выявить некоторые особенности развивающейся личности. Цель нашего исследования состояла в изучении ее психо-эмоциональных составляющих.
В проведенном исследовании приняли участие воспитанники дошкольной группы Старооскольского детского дома и дети, посещающие детский сад, живущие в семье.
В ходе работы была составлена программа исследования, в рамках которой сформулирована гипотеза о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути с формированием специфических черт личности, проявляющихся в особых эмоциональных комплексах (незащищенность, импульсивность, низкая эмпатия и т д.).
Использовались следующие методы: изучение и анализ психологической, научно-методической и сравнительной литературы по рассматриваемой проблеме; наблюдение с фиксацией чувственных проявлений и признаков психического напряжения; проективная методика ДДЧ по Р.Ф. Беляускайте; исследование уровня тревожности по тесту Тэммла, Дорки, Амена; цветовой тест Люшера; экспериментальная методика «Нелепица»; методы математической статистики (анализ средних значений, корреляционный анализ, непараметрический критерий Манна-1 Уитни).
В процессе исследования была частично подтверждена гипотеза.
Так действительно дети, оставшиеся без родительского попечительства, имеют ряд отличительных особенностей. В частности, повышенную агрессивность, сверхчувствительность, капризность, упрямство; высокие уровни враждебности и конфликтности. Для детей, воспитывающихся в условиях детского дома, характерны: трудности в общении, признаки психического напряжения, невротические тенденции.
Разбалансированность психо-эмоциональных состояний у мальчиков и девочек проявляется в следующем. Девочки более боязливы, тревожны, им свойственно чувство неполноценности, они чаще испытывают трудности в общении, имеют более высокий уровень психического напряжения. Мальчики более капризны, завистливы, враждебны, недоверчивы, чувствуют себя незащищенными, имеют повышенный уровень самооценки.
Думаем, что полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы психологами, педагогами. Надеемся, что изучение данной проблемы найдет свое отражение в дальнейших исследованиях.
Статьи
- Гендерное измерение социокультурного пространства депривационной среды развития сиротских учреждений
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи
Вопросы психологии, 1985, №4, с.31. - Проблема отказных детей в приемных семьях
3 часть. - М., 2005. - 560 с.