|
|
|
|
Психологические особенности современных детей дошкольного возраста
В первой части выступления формулируются следующие основные положения культурно исторической концепции Л.С. Выготского.
-
В основе культурного развития ребёнка лежит специфический процесс присвоения достижений предшествующих поколений, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций.
-
Воспроизведение или присвоение ребёнком родовых человеческих способностей предполагает, что он должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя разумеется не тождественна) воплощённой в них человеческой деятельности (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев).
-
Осуществление такой деятельности оказывается возможным благодаря совместной жизни и общения со взрослым. Ребёнок может освоить новые типы деятельности только в сотрудничестве со взрослым (ЗБР). Подражание в широком смысле слова – это и есть основной путь по воспроизведению и присвоению ребёнком человеческих способностей (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов).
-
Обучение и воспитание достигает своего развивающего эффекта только при полноценном её формировании собственной деятельности ребёнка. «Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребёнка познавательные и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребёнка по овладению ими, подрывает самые основы нормального умственного и нравственного развития ребёнка» (Рубинштейн, Давыдов, Леонтьев и др.)
Фактическая, эмпирическая часть выступления показывает, что в современной социокультурной ситуации данные условия нормального развития ребёнка оказываются нарушенными. Это, в частности, выражается в следующем:
-
В последнее время наблюдается всё большее отчуждение детей от взрослых, что нарушает идеальную представленность жизни взрослых для детей и лишает их возможности подражания и присвоения человеческих способностей.
-
В связи с широким внедрением телекоммуникации в повседневную жизнь детей их активная деятельность всё более подменяется потреблением информации, исходящей с экрана. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребёнка.
-
Повышение ценности «раннего развития» приводит к экспансии прямого обучения, которое понимается как усвоение готовых знаний и умений, без формирования адекватной им деятельности ребёнка.
-
Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребёнка, а также воли и произвольности, что в свою очередь ведён к нарушениям в развитии личности – не формируются личностные механизмы поведения, к концу дошкольного возраста дети остаются зависимыми от ситуации и от внешних требований взрослого.
|
|
Новости психологии
30.12.2020
Исполнение мечты: как собаки-терапевты делают лучше жизнь особенных детей
25.12.2020
Памяти Клары Самойловной Лебединской
24.12.2020
MGPPU - LIB - Новые поступления
Партнеры
Информационные партнеры

|
|
 |
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru |
 |
Портал психологических изданий PsyJournals.ru |
 |

|
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте
|
|
 |
|
|
 |
|
|