Психологические особенности современных детей дошкольного возраста

Автор: Смирнова А.Е. 
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

В первой части выступления формулируются следующие основные положения культурно исторической концепции Л.С. Выготского.

  1. В основе культурного развития ребёнка лежит специфический процесс присвоения  достижений предшествующих поколений, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций.
  2. Воспроизведение или присвоение ребёнком родовых  человеческих способностей предполагает, что он должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна  (хотя разумеется не тождественна) воплощённой в них человеческой деятельности (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев).
  3. Осуществление такой деятельности оказывается возможным благодаря совместной жизни и общения со взрослым.  Ребёнок может освоить новые типы деятельности только в сотрудничестве со взрослым (ЗБР).  Подражание в широком смысле слова – это и есть основной путь по воспроизведению и присвоению ребёнком человеческих способностей (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов).
  4. Обучение и воспитание достигает своего развивающего эффекта только при полноценном её формировании собственной деятельности ребёнка. «Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребёнка познавательные и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребёнка по овладению ими, подрывает самые основы нормального умственного и нравственного развития ребёнка» (Рубинштейн, Давыдов, Леонтьев и др.)

Фактическая, эмпирическая часть выступления показывает, что в современной социокультурной ситуации данные условия  нормального развития ребёнка оказываются нарушенными. Это, в частности, выражается в следующем:

  • В последнее время наблюдается всё большее отчуждение детей от взрослых, что нарушает идеальную представленность жизни взрослых для детей и лишает их возможности подражания и присвоения человеческих способностей.
  • В связи с широким внедрением  телекоммуникации в повседневную жизнь детей их активная деятельность всё более подменяется потреблением информации, исходящей с экрана. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребёнка.
  • Повышение ценности «раннего развития» приводит к экспансии прямого обучения, которое понимается как усвоение готовых знаний и умений, без формирования адекватной им деятельности ребёнка.
  • Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребёнка, а также воли и произвольности,  что в свою очередь ведён к нарушениям в развитии личности – не формируются личностные механизмы поведения, к концу дошкольного возраста дети остаются зависимыми от ситуации и от внешних требований взрослого.
Смотрите также:

Статьи