Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника

Тип: статья
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

В статье автор отмечает, что в основу рациональных методов физического воспитания необходимо положить не только анатомофизиологическое изучение развития опорно-двигательного аппарата ребёнка, но и психологическое исследование детской моторики. Это объясняется тем, что развитие моторики ребёнка принципиально отличается от развития движений у животных и не зависит от созревания соответствующих неврологических механизмов и накопления элементарных механических навыков. По данным отечественных учёных (Н.И. Щелованов, Н.А. Бернштейн) движения детей формируются в связи с деятельностью коры и под доминирующим влиянием таких органов, как зрение, с другой стороны , переходы с одного уровня построения движений на другой не являются результатом самопроизвольного развития соответствующих разделов ЦНС или механического упражнения, но зависят от приспособления к новым задачам, встающим перед ребёнком в процессе его жизни, в процессе его воспитания.

Автор подчёркивает, что ребёнок в процессе жизни сознательно овладевает новыми формами движения. Развитие его моторики не является изолированным. Оно включено в более широкий контекст развития деятельности ребёнка и зависит от тех задач, которые перед ним стоят, и от тех мотивов, которые побуждают его действовать. В ходе развития изменяется не только характер двигательных умений ребёнка, но и способ их приобретения.

Впервые наблюдаемое в дошкольном возрасте выделение самостоятельной задачи сознательно овладеть новым движением, подчинить его своей воле имеет важнейшее значение для последующего развития детской моторики.

В дошкольном возрасте изменяется отношение ребёнка к собственным движениям. Формируется новый способ овладения движениями, который станет доминирующим в школьном возрасте – автоматизация тех движений, которые раньше выступали в качестве самостоятельных целей детской активности.

Моторное поведение детей в условиях различных задач (задача свободного прыжка в длину и задача прыжка на заданное расстояние) отличается, не только в отношении эффективности, но и в отношении качественных особенностей структуры производимого движения.

С возрастом эти различия уменьшаются. Первоначально оформившись в наиболее благоприятной ситуации, новые черты моторики приобретают затем известное постоянство и могут быть перенесены в другие условия, воспроизведены в любых обстоятельствах. Формирование движений у ребёнка зависит от характера стоящей перед ним задачи. Однако отношение ребёнка к задаче, принятие или непринятие её в свою очередь зависит от мотивов детской деятельности. Для того чтобы задача была принята и вызвала у ребёнка готовность к её решению, должны возникнуть мотивы, которые побудили бы его действовать. За теми возрастными изменениями, которые происходят в отношении ребёнка к задаче лежат, по-видимому, изменения мотивации. На примере исследований (Т.О. Гиневская) показывается, как – в зависимости от мотивации – меняется характер протекания движений детей.

Также в сфере движений обнаруживается действие той основной закономерности, которая характеризует психическое развитие ребёнка в целом. На каждой стадии развития формирование отдельных психических процессов и действий происходит не изолированно, а внутри «ведущего типа деятельности» ребёнка. В частности, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности.

Игра стимулирует не все виды и стороны двигательной активности. Одни из них выдвигаются на первый план, в то время как другие приобретают второстепенное значение.

Особенно много даёт ребёнку игра для овладения общим характером движения, выразительной манерой его выполнения. Например, дошкольнику очень важно осмыслить то или иное гимнастическое упражнение как выполнение характерных действий какого-либо персонажа (ходить нужно чётким шагом, как красноармеец, прыгать, как зайчик, рубить дрова, как дровосек и т.д.).

У ребёнка преддошкольника игра, практическая деятельность и обучение ещё мало дифференцированы друг от друга. Действуя при решении какой-либо практической задачи, ребёнок преддошкольного возраста вместе с тем обучается, приобретает, в частности, ряд элементарных двигательных умений. У дошкольника соотношение между этими моментами значительно усложняется. Новые, более сложные формы двигательных умений, которыми приходится овладевать дошкольнику, уже не могут оформиться путём простого приноравливания к условиям задачи. Здесь необходимо сначала сознательно овладеть движением, научиться его выполнять, а затем уже использовать его для практической надобности. Таким образом, основным источником моторных новообразований в дошкольном детстве являются элементарные формы прямого обучения, осуществляемые путём непосредственного показа нового движения или требования выполнить заданное движение в хорошо организованных условиях. Путь, который проходит ребёнок-дошкольник в овладении новыми двигательными умениями, напоминает в этом отношении сознательное овладение навыками у школьника. Принцип сознательности физического воспитания сохраняет всю свою силу и для дошкольной педагогики.

Правильное соотношение между усвоением новых движений в специальных упражнениях и их развитием в подвижных и творческих играх составляет одну из основных задач организации физического воспитания в дошкольном возрасте. Именно в дошкольной игре движение из средства овладения предметами превращается в самостоятельную цель деятельности.

Игра представляет собой первую, доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.

Аннотацию выполнила студентка Кулагина Елена Евгеньевна
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

29.07.2019

«Мы выбираем школы с низкими показателями ЕГЭ». Зачем молодые люди едут преподавать в провинцию


24.07.2019

Лекция Карла Фристона в Москве


23.07.2019 13:19:00

Диана Гурцкая запускает конкурс программ и практик в сфере социокультурной реабилитации инвалидов



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика