Детская психология
 

Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний

Автор: Горшкова Е.В. 
Тип: статья
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Развитие моторики.

Даётся характеристика моторики (техника выполнения движений) как более или менее точного воспроизведения структуры движения, его фаз, направления и т.д. Разделяются: крупная моторика (работа крупных мышц ног, корпуса, плечевого пояса) и тонкая моторика (работа мускулатуры кистей рук, пальцев). Если моторика развита хорошо, то это даёт основание предполагать, что ребёнок физически и психически развит нормально. Проверка развития моторики (как крупной, так и мелкой) может проводиться с разными целями: выявление достижений детей (двигательные умения и навыки), тестирование.

Описываются тесты (задания) для детей дошкольного возраста (начиная с 3 лет), направленные на выявление развития моторной координации - одного из основных компонентов движения. Большинство заданий представляют собой упражнения с предметами. Для их выполнения ребёнку нужно приноровить движения своего тела к особенностям того или иного предмета. Если у ребёнка есть нарушения координации, то неточности в выполнении движений проявляются в том, что он задевает, роняет предмет или, наоборот, промахивается мимо него и т.п. Эти упражнения дают воспитателю возможность быстро и легко определить результат выполнения задания.

В конце каждого года ребёнку той или иной возрастной группы предлагается по 3 задания. Два из них отражают развитие крупной моторики, третье выявляет работу мелкой моторики.

Тесты составлены с учётом требований типовой программы детского сада по разделу «Физическое воспитание»; выборочно используются тесты из методики Н.Озерецкого.

Далее приводятся задания и нормы их выполнения для детей разного возраста.

Так, 3-4 года ребёнку предлагают: пройти по гимнастической скамейке; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками; перекладывать мелкие предметы (со стола в коробку).

В 4-5 лет: перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на высоте 20 см от пола; подбрасывать и ловить мяч двумя руками; нанизывать бусины на леску.

В 5-6 лет: пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи; отбивать мяч о землю одной рукой; продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

В 6-7 лет: бегать, преодолевая препятствия; подбрасывать и ловить мяч двумя руками с хлопком; большим пальцем поочерёдно прикасаться к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно).

Проявление эмоциональных состояний в движениях.

То или иное эмоциональное состояние проявляется в индивидуальной манере воспроизведения движения, называемой выразительной моторикой. Она зависит от присущих ребёнку особенностей пластики, его общего настроения в данный конкретный момент, его отношения к движению и т.п. Выразительная моторика включает мимику (движения мимической мускулатуры, определяющие различные выражения лица), пантомимику (осанка, поза, жестикуляция и др.) и «вокальную мимику» (высота и тембр голоса, интонации, динамика, темп речи, артикуляция и т. д.). По выразительной моторике судят об эмоциональном состоянии ребёнка, которое может быть присуще ему постоянно (как черта характера) или вызывается конкретными обстоятельствами.

Большая часть тех внешних проявлений эмоциональной сферы, которые наблюдаются непосредственно по движениям дошкольника, характеризует так называемый эмоциональный фон ребёнка, его чувствительность, глубину эмоциональных переживаний, подвижность эмоции. Очевидно, что эти характеристики эмоциональной сферы в большой степени обусловлены как врождёнными особенностями ребёнка, так и его семейной ситуацией развития, и в них у разных детей может наблюдаться широкая вариативность индивидуальных проявлений.

Автор говорит о двух «линиях» возможных изменений в эмоциональной сфере ребёнка.

Одна «линия» - это закономерные общевозрастные изменения. Они наблюдаются у любого ребёнка, не имеющего задержек в развитии.

По мере взросления ребёнка, с увеличением видов деятельности, в которые вовлекается дошкольник, происходит расширение спектра эмоций (чувств): интеллектуальные, социальные, эстетические, моральные, и их углубление. С расширением спектра эмоций и их углублением происходит обогащение «репертуара» выразительных движений, по которым эти эмоции распознаются.

Другая «линия» изменений – это коррекция эмоционально-двигательной сферы ребёнка, которая становится возможной благодаря теснейшей взаимосвязи движения и эмоции. Известно, что физические упражнения способствуют появлению и укреплению положительного эмоционального фона, который, в свою очередь, повышает обучаемость детей, в том числе делает более эффективным освоение двигательных умений и навыков, позитивно сказывается на общем физическом тонусе и т.п. Кроме того, с помощью различных движений и упражнений, которые предлагаются детям для выполнения, можно влиять на их личностные черты, уменьшая проявления нежелательных и активизируя, укрепляя положительные.

Изменения в эмоциональной сфере ребёнка, а также его постоянные индивидуальные черты можно отследить с помощью диагностики выразительной моторики; для этого рекомендуется использовать схему описания особенностей эмоциональной сферы ребёнка в движении. В ней отмечается: 1) Осанка (общий вид; голова; плечи; корпус; руки; ноги); 2) Походка; 3) Поза; 4) Мимика; 5) Выражение лица; 6) Жестикуляция; 7) Речь; 8) Нарушения психомоторного поведения ( психомоторное беспокойство; психомоторная заторможенность). В каждом пункте предлагается широкий перечень соответствующих проявлений; здесь могут быть выделены признаки, наблюдаемые у конкретного ребёнка.

Предлагается обобщённая оценка эмоциональной сферы ребёнка в движении – путём соотнесения наблюдаемых у ребёнка проявлений с диапазоном 3 групп признаков: 1) Психомоторного неблагополучия; 2) Психомоторного благополучия и 3) Признаков, отражающих индивидуальные черты характера.

Аннотацию выполнила студентка Артамонова Ирина
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

21.01.2022

Подборка литературы


24.12.2021

Объявлена дата I Международной конференции Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике


16.12.2021

О воспитании ребёнка с РАС в подкасте «Vasia in Space»



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2022 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2022 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика