Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Знакомьтесь: ”Выразительное движение”

Автор: Горшкова Е.В. 
Тип: статья
Рубрика:  Дошкольники 
Ключевые слова:  детский сад 
Версия для печати

Автор статьи отмечает, что целью работы по разделу «Выразительное движение» является, с одной стороны, развитие у детей способности к творчеству, а, с другой, - невербального общения. Обе цели достигаются путем развития образно-пластического творчества на материале художественно-игровой деятельности, где выразительность движений и пластика человеческого тела являются главными средствами воплощения образного содержания.

Принципиальное положение программы и главная цель занятий с детьми - развитие образно-пластического творчества, которое идет на основе обучения языку выразительных движений.

При этом работа осуществляется в нескольких направлениях, главными из которых являются развитие способности к образному перевоплощению и развитие образно-пластического взаимодействия.

Занятия по «Выразительному движению» предлагается проводить 1 раз в неделю, подгруппами по 6-10 человек

Далее Е.В.Горшкова кратко знакомит со структурой занятия, которое начинается с разминки. В основной части занятия дети знакомятся с языком выразительных движений, способами его использования при воплощении образа. При этом педагог строит подачу учебного материала так, чтобы подвести детей к самостоятельному поиску «решений»: подбору и придумыванию образных движений отвечающих заданному смыслу.

В ходе освоения языка выразительных движений, который является главным средством воплощения образов и двигательно-пластического творчества, педагог использует словесные средства: разъясняет приемы исполнения и семантику движений, задает вопросы. Широко используется и музыка. Это помогает углублению образного перевоплощения, активизации поиска детьми выразительных движений.

Далее автор кратко рассматривает содержание работы в каждой возрастной группе.

Во второй младшей группе необходимо создать условия для развития у детей начальных элементов образно-пластического творчества. Работа по двум главным направлениям осуществляется параллельно.

Начальное развитие способности к образному перевоплощению проходит поэтапно. На первом этапе дети учатся передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий. На втором этапе дети начинают осваивать способы передачи внешних свойств, характерной пластики персонажа - способы, с помощью которых воссоздается внешний облик героя. Образно-смысловое сопоставление контрастных проявлений той или иной характеристики движения: темпа (быстрый – спокойный), амплитуды (маленький – большой), наполненности (легкий – тяжелый), характера протекания (плавный – резкий) и др. – помогает детям осмысливать движения и передавать с их помощью образное содержание более или менее выразительно. На третьем этапе осваиваются способы выражения в движениях внутренних свойств персонажа – его эмоций, особенностей характера.

Принцип сюжетности в игровых заданиях подводит детей к восприятию того, что жесты, пластика, движения – это своеобразный язык. Параллельно идет развитие эмоционально-пластического взаимодействия. Осваивая тот или иной жест, дети знакомятся с его семантикой и способом выполнения; затем пытаются использовать его как средство общения с игровым партнером, причем в качестве такового выступает в начале года – кукла, с середины года – взрослый (в роли какого-либо персонажа), а к концу – возможно, и сверстник. Общение с партнером при помощи жестов также очень активно помогает детям открыть для себя язык движений. И это открытие – один из главных результатов работы с детьми в младшей группе.

В средней группе дети продолжают осваивать способы общения с помощью жестов. Новым становится знакомство с пространственным поведением персонажей относительно друг друга. Освоение разновидностей пространственного «рисунка» парного взаимодействия является основным направлением работы в средней группе и проходит в несколько этапов. Сначала осваиваются способы образно-пластического взаимодействия, когда партнеры располагаются рядом друг с другом (например, при имитации «починки игрушки»). Затем дети осваивают способы взаимодействия, когда один партнер стоит на месте, а другой приближается к нему (например, изображая интерес одного персонажа к другому), а затем удаляется (изображая потерю интереса). Еще более сложным является такой «рисунок» взаимодействия, при котором один партнер приближается к другому, а тот от него отодвигается, удаляется, чтобы сохранить или увеличить дистанцию (в ситуации «Кошка преследует улетающую птичку»). Наконец, дети осваивают способы взаимодействия, передающие сотрудничество персонажей («Тянем – потянем», когда усилия действующих лиц направлены в одну сторону) или их противоборство («Лиса похищает петушка», когда усилия направлены в противоположные стороны).

В средней группе дошкольники впервые сталкиваются с проблемой передачи конфликта между разнохарактерными персонажами в парном взаимодействии. Решение этой проблемы требует от детей удержания «двойственной позиции» актера: дети взаимодействуют друг с другом, одновременно конфликтуя (как персонажи) и сотрудничая (как партнеры по игре). Введение подобного содержания именно в среднем возрасте – одна из отличительных особенностей представляемой методики.

В русле развития способности к образному перевоплощению продолжается освоение способов, передающих, с одной стороны, особенности пластики персонажей, а с другой – их внутренних переживаний, но теперь дети пытаются совмещать выполнение этих двух задач. Кроме того, происходит знакомство с новым способом обогащения образа – его детализацией, подробным изображением ситуативных действий персонажа.

В старшей группе в образно-пластическом взаимодействии продолжается освоение способов передачи игрового конфликта – с удержанием «двойственной позиции» актера, когда дети взаимодействуют друг с другом как партнеры по игре и конфликтуют как персонажи, которое происходит на более сложном содержании. Новым становится освоение способов образно-пластического взаимодействия трех персонажей в единой игровой ситуации. Преимущественно это такиеситуации, где два персонажа взаимодействуют между собой, а третий наблюдает. Сложность для исполнителя такой роли заключается в следующем: надо не просто смотреть на происходящее, но и «сыграть» как персонаж относится к тому, что видит.

Вторым главным направлением работы является развитие способности к образному перевоплощению. При пластическом воплощении образаиспользуется детализация, которая становится центральным моментом методики и понимается как принцип непрерывного «проживания» игрового образа.

Во-первых, идет освоение способов, передающих процесс «превращения» как видоизменения внешнего облика персонажа.

Во-вторых, даются такие задания на детализацию, как воплощение образов фантастических существ, в которых детям предлагается передавать необычную пластику и необычные действия этих персонажей.

В подготовительной группе осваиваются более сложные способы образного перевоплощения и эмоционально-пластического взаимодействия. Центральным звеном методики остается детализация образа. Опыт, полученный детьми в отдельных упражнениях и этюдах, реализуется в образно-пластических спектаклях по сюжетам сказок. Разыгрывание таких спектаклей имеет две цели: во-первых, продолжается работа над развитием эмоционально-пластического «проживания» каждым ребенком своей роли. Во-вторых, дети получают наглядно-действенные представления о композиционной структуре образно -пластического сюжетного произведения.

Это подводит их к самостоятельному построению образно-пластических композиций. В таких творческих заданиях задается общая сюжетная канва, а дети, разбившись по 2 человека, пытаются воплотить эту «историю» средствами выразительных движений. Здесь творческая задача заключается не только в «переводе» со словесного языка на двигательно-пластический, но и в умении договориться с партнером о совместном замысле, детально разработать каждый эпизод, выстроить «пространственный рисунок». При этом педагог лишь организует и направляет этот процесс, максимально предоставляя детям свободу и инициативу.

В итоге, к концу обучения дети самостоятельно сочиняют небольшие композиции по словесно заданной схеме сюжета, воплощая его в различных вариантах.

Аннотацию выполнила студентка Яркова Татьяна

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика