Особенности воплощения дошкольниками двигательно-пластического образа
|
Двигательно-пластический образ понимается как отражение свойств персонажа (объекта), воссозданных посредством выразительных движений и пласти-ки человеческого тела. Такой образ встречается в разных видах детской деятельности: в меньшей мере, в сюжетно-ролевой игре и традиционной драматизации (со словесными диалогами), в наиболее полной мере — в особой художественно-игровой деятельности, где выразительные движения и пластика тела ребенка — главные выразительные средства построения образа (см. программу «Выразительное движение»). Образ может быть:
-
внешним (по отношению к ребенку) культурным образцом существующих способов передачи образного содержания посредством выразительных движений (напр., взрослый показывает ребенку способы двигательно-пластического изображения персонажа);
-
продуктом деятельности самого ребенка, действующего по подражанию движениям взрослого (в обучении) или самостоятельно (в творческих заданиях); продукт не идентичен образцу — в нем воспроизводятся не все элементы образца, могут дополняться отсутствующие в образце элементы;
-
представлением ребенка о двигательно-пластическом образе, которое сначала возникает поэлементно на основе визуально воспринимаемого образца и дополняется по мере построения ребенком собственного продукта в процессе воссоздания свойств изображаемого персонажа.
Особенности воплощения дошкольниками двигательно-пластического образа — продукта их художественно-игровой деятельности — оценивались по двум характеристикам его выразительности: структурной и пластической.
Структурная выразительность образа понимается как соответствие используемых ребенком существующих в культуре средств (движений) заданному образному содержанию. При оценке использовались два критерия: а) соответствие значения средства, выбранного ребенком, заданному содержанию; б) точность воспроизведения структуры движения, позволяющей опознавать его значение. В зависимости от степени соответствия наблюдаемые у детей особенности структурного построения образа составили следующую последовательность:
-
выбранное ребенком средство явно не отражает заданного содержания;
-
ребенок использует индивидуальный знак (структурно оформленный, но не понятный);
-
средство не узнаваемо (структурно не определенно);
-
средство структурно определенно, но по смыслу не вполне подходит к заданному содержанию;
-
средство подходит по содержанию, узнаваемо, но неточно по структуре;
-
средство точно по смыслу и структуре (в основных элементах и их последовательности), но могут быть пропущены связующие элементы;
-
средство точно и завершено (есть все фазы движения в нужной последовательности).
Пластическая выразительность связана с эмоциональным наполнением структуры образа, «проживанием» его содержания и проявляется в артистичности исполнения. По ходу выполнения творческого задания дошкольник демонстрирует не только образные эмоции, которые воссоздает произвольно (в соответствии с поставленной задачей), но и собственные непроизвольные эмоции — реакцию на ситуацию своего участия в задании. Собственные эмоции ребенка отслеживались по его непроизвольным выразительным движениям, часто идущим вразрез с заданным содержанием (напр., при передаче «грусти» ребенок не мог сдержать улыбку). Образные эмоции читались по произвольным выразительным движениям, главным признаком которых были видимые попытки ребенка перестроить свои движения в соответствии с образом. У детей разного возраста наблюдалось различное соотношение непроизвольных и произвольных выразительных движений. Оно зависело от способности ребенка отделить образные эмоции (персонажа), которые нужно изобразить, от своих собственных, реальных эмоций, которые важно сдерживать.
Первоначально (в младшем дошкольном возрасте) ребенок, воплощая образ, демонстрирует собственные непроизвольные переживания и, соответственно, — непроизвольные выразительные движения. На этом этапе нарастание эмоционального наполнения при воплощении образа идет так.
-
Безразличие к образному содержанию.
-
Скованность, неуверенность ребенка, полностью нивелирующие образные эмоции.
-
Собственная манера эмоционально-двигательного проявления ребенка (увлеченно сосредоточенное или радостное от участия в задании).
-
«Уход» от образной эмоции, ее подмена, если она для ребенка неприятна. Это показывает: во-первых, ребенок не просто понимает содержание заданной эмоции, но и непосредственно эмоционально откликается на нее; во-вторых, он переживает эмоцию как собственную реальную, а не игровую, которую надо изобразить.
-
Непосредственный эмоциональный отклик ребенка на образное содержание соответствует образной эмоции.
Преимущественно в среднем дошкольном возрасте дети начинают переходить к произвольному отражению образной эмоции. На этом этапе — следующие ступени.
-
Образная эмоция проявляется как бы пародийно, гротескно. При этом исполнение может прерываться — ребенок то «погружается» в образную эмоцию, то «выныривает» из нее, часто обсмеивая свое превращение в «другого», и тем самым как бы возвращаясь к себе самому. Эта особенность — преддверие развития способности удерживать двойственную позицию актера (по К.С. Станиславскому), т.е. действовать одновременно и как персонаж, и как внутренний зритель, отслеживающий воплощение образа.
-
Сквозь образную эмоцию пробивается собственная улыбка ребенка (часто — только во взгляде).
-
Образная эмоция — из-за смущения, неуверенности ребенка — искажается, деформируется, но не нивелируется (встречается у старших дошкольников как результат развивающейся способности к рефлексии собственных действий).
-
Образная эмоция передается поверхностно, не вполне естественно (охватывая тело частично или целиком).
-
Наконец, образная эмоция наполняется энергией, проявляется ярко (охватывая тело частично или целиком). И это — «вершина» артистизма, доступная детям на 7-м году жизни.
Статьи
- Знакомьтесь: ”Выразительное движение”
М.: Дошкольное воспитание, №10, 1999г. - История и состояние проблемы психологии выразительных движений
Вопросы психологии, 1975, №3.-С. 134-142. - Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве
Тезисы V Всероссийского съезда психологов. — СПб., 2003.