Выражение эмоций и чувств посредством рисования у детей с задержкой психического развития
|
В современной системе образования, как и во все обществе намечаются серьезные перемены в связи с изменением ситуации, как в политической жизни страны, так и в ее экономической сфере. Переосмысливаются цели, задачи, методы воспитания подрастающего поколения. В общество приходит понимание того, что развитие человека есть непрерывный процесс и в этом процессе важно не только развитие умственных способностей, но и всех сторон личности человека. Также принципиальное значение принимает положение о том, что каждый индивид имеет право на полноценное развитие, используя все предоставляемые общественными институтами возможности, независимо от его физического и умственного состояния.
Л.С. Выготский писал о том, что нет развития личности без присвоения социального опыта, переработки его внутри, а затем выведения его опять во вне, но уже в переработанной форме (законы интериоризации и экстериоризации). Это же можно со справедливостью отнести к эмоциям и чувствам. Мы видим эти процессы у ребенка именно в творческой деятельности и игре особенно ярко и наглядно. Творчество ребенка обнаруживается уже в самом раннем детстве.
Ребенок с удовольствием малюет пальцами или кисточкой, мнет пластилин, экспериментирует с бумагой. «Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет» - считает Л.С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте».
Когда ребенок регулярно занимается свободным творчеством, его фантазия находит выражение в материальной форме, на листе бумаги, что обеспечивает психологическое развитие, формирование новых образов и чувств.
Психологические особенности дошкольников с задержанным темпом психического развития описывались в 80-х годах (У.В. Ульенкова, Е.С. Слепович, Т.З. Стернина и др.). Однако особенности личности и эмоциональной сферы изучались фрагментарно, недостаточно полно, в соответствии с идеологией своего времени, когда эмоции и чувства рассматривались только с точки зрения волевых и умственных критериев.
Нами было проведено исследование, направленное на изучение выражения эмоций и чувств у детей 6-7 лет, посещающих специальные группы дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития, в процессе рисования. На занятии детям читались небольшие стихи, отражающие различные настроения. Детей спрашивали, какое настроение вызывает данное стихотворение, какие настроения еще они знают. Затем детям предлагалось нарисовать красками любое настроение. Оказалось, что все дети знают, какие бывают основные настроения (веселое, радостное, грустное, печальное, спокойное, тревожное). Дети с удовольствием рисовали настроения. Причем перед рисованием им говорилось о том, что необязательно рисовать что-то особенное, главное выбрать понравившуюся краску. Можно рисовать штрихами, мазками, точками, линиями, но чтобы глядя на рисунок можно было сказать, какое настроение изобразил автор. Причем после того, как они заканчивали один рисунок, просили дать еще бумаги и продолжали рисовать. Каждого ребенка просили назвать то настроение, которое он изобразил. Дети отвечали с охотой и, что особенно важно, адекватно выбранному цвету (черный цвет - грустное, оранжевый - веселое и т.д.) Воспитатели отмечали, что после такого рисования дети становились спокойнее, были менее возбуждены, дольше могли играть.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития могут адекватно выразить то, что ими владеет, используя такой творческий метод как рисование красками.
Л.С. Выготский писал о том, что нет развития личности без присвоения социального опыта, переработки его внутри, а затем выведения его опять во вне, но уже в переработанной форме (законы интериоризации и экстериоризации). Это же можно со справедливостью отнести к эмоциям и чувствам. Мы видим эти процессы у ребенка именно в творческой деятельности и игре особенно ярко и наглядно. Творчество ребенка обнаруживается уже в самом раннем детстве.
Ребенок с удовольствием малюет пальцами или кисточкой, мнет пластилин, экспериментирует с бумагой. «Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет» - считает Л.С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте».
Когда ребенок регулярно занимается свободным творчеством, его фантазия находит выражение в материальной форме, на листе бумаги, что обеспечивает психологическое развитие, формирование новых образов и чувств.
Психологические особенности дошкольников с задержанным темпом психического развития описывались в 80-х годах (У.В. Ульенкова, Е.С. Слепович, Т.З. Стернина и др.). Однако особенности личности и эмоциональной сферы изучались фрагментарно, недостаточно полно, в соответствии с идеологией своего времени, когда эмоции и чувства рассматривались только с точки зрения волевых и умственных критериев.
Нами было проведено исследование, направленное на изучение выражения эмоций и чувств у детей 6-7 лет, посещающих специальные группы дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития, в процессе рисования. На занятии детям читались небольшие стихи, отражающие различные настроения. Детей спрашивали, какое настроение вызывает данное стихотворение, какие настроения еще они знают. Затем детям предлагалось нарисовать красками любое настроение. Оказалось, что все дети знают, какие бывают основные настроения (веселое, радостное, грустное, печальное, спокойное, тревожное). Дети с удовольствием рисовали настроения. Причем перед рисованием им говорилось о том, что необязательно рисовать что-то особенное, главное выбрать понравившуюся краску. Можно рисовать штрихами, мазками, точками, линиями, но чтобы глядя на рисунок можно было сказать, какое настроение изобразил автор. Причем после того, как они заканчивали один рисунок, просили дать еще бумаги и продолжали рисовать. Каждого ребенка просили назвать то настроение, которое он изобразил. Дети отвечали с охотой и, что особенно важно, адекватно выбранному цвету (черный цвет - грустное, оранжевый - веселое и т.д.) Воспитатели отмечали, что после такого рисования дети становились спокойнее, были менее возбуждены, дольше могли играть.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития могут адекватно выразить то, что ими владеет, используя такой творческий метод как рисование красками.
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики
Вопросы психологии, 2005, №1. - Психо-эмоциональные особенности развития личности ребенка в условиях детского дома
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности
Психологический журнал, 2004, №5. - Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет
Учительский журнал. - 2008. - N 1. - С.84-90. - Эмоциональный мир ребенка с ЗПР
"Дошкольное образование" N14 (134); 16 - 31 июля 2004 г. - «Я, ты, мы»-программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Индивидуальные особенности функциональной организации мозга детей 7-8 лет с задержками психического развития в процессе переработки зрительно-пространственной информации
Физиология человека, 2002, № 2. С. 31-34. - Копирование рисунка дома младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития.
газета "Школьный психолог", 2002, № 10. С. 6-7. - Организация зрительного восприятия у младших школьников в норме и имеющих задержку психического развития с функциональной «слабостью» левого или правого полушария (тезисы)
МГУ им. М.В. Ломоносова - Полушарные особенности зрительно-пространственной памяти у детей в норме и с задержкой психического развития
Вопросы межполушарной функциональной асимметрии. Материалы конференции. - М. 2001. - С. 105-106. - Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития.
Школа здоровья, 2002, № 1. - С. 28-36. - Трехмерное изображение предметов младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития
Вторая международная конференция, посвященная памяти А.Р. Лурия. М. 2002.