Эмоциональный мир ребенка с ЗПР
|
Диагностика эмоциональных особенностей дошкольников с ЗПР обычно оказывается второстепенной задачей при изучении других характеристик указанной категории детей. В то же время исследователи отмечают значимые различия эмоциональных реакций детей с ЗПР и детей с нормальным уровнем развития. Э.Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. М.Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. В.В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е.С. Слепович — проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.
Полный текст статьи читайте на сайте газеты "Дошкольное образование"
Статьи
- Психологические особенности современных детей дошкольного возраста
Международная юбилейная научная конференции «Наука о детстве и современное образование», посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 года. - Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний
Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. Изд. 2-е. 1999, С.45-55 - Психо-эмоциональные особенности развития личности ребенка в условиях детского дома
2 часть, М., 2005. - 360 с. - О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики
Вопросы психологии, 2005, №1. - Выражение эмоций и чувств посредством рисования у детей с задержкой психического развития
Тезисы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования./ (23-24 апреля 2003г.)