Индивидуальные особенности функциональной организации мозга детей 7-8 лет с задержками психического развития в процессе переработки зрительно-пространственной информации
|
-
Проба Хэда. Ребенок должен перешифровав, повторить расположение рук сидящего напротив взрослого.
-
Проба на конструктивный праксис. Ребенку предлагается последовательно перерисовать три фигурки, перешифровывая их в верхне-нижних и право-левых координатах так, чтоб он видел их так же, как и сидящий напротив взрослый.
-
Конструирование из кубиков Кооса. Ребенку последовательно предъявляется два образца, которые он должен собрать из четырех кубиков. Оказывается стимулирующая помощь или дается картинка-подсказка.
-
Тест Бентона [11]. Ребенку предлагается найти по 7 пар отрезков на каждом из двух образцов, состоящих из 11 веерообразно расположенных лучей. Один образец ориентирован горизонтально, другой – вертикально.
Таблица 1. Результаты выполнения пробы Хэда детьми с преимущественно левополушарной (Ф.А.) и правополушарной (К.П.) незрелостью
параметры
|
Ребенок Ф.А. |
Ребенок К.П.
|
Кол-во правильно выполненных заданий
|
2.5
|
3.5
|
Кол-во пространственных ошибок
|
3.0
|
5.0
|
Кол-во соматотопических ошибок
|
1.0
|
2.0
|
Кол-во регуляторных ошибок
|
3.0
|
1.0
|
Таблица 2. Результаты выполнения пробы на конструктивный праксис детьми с преимущественно левополушарной (Ф.А.) и правополушарной (К.П.) незрелостью
параметры
|
Ребенок Ф.А. |
Ребенок К.П.
|
Кол-во правильно перешифрованных фигур |
1.0
|
0.0
|
Кол-во инструкций, необходимых для полного усвоения
|
4.0
|
3.0
|
Кол-во ошибок першифровки «верх-низ»
|
2.0
|
1.0
|
Кол-во ошибок першифровки «лево-право»
|
1.0
|
3.0
|
Кол-во дизметрий в передаче углов |
2.0
|
5.0
|
Кол-во дизметрий в передаче длины отрезков
|
6.0
|
1.0
|
Кол-во топологических ошибок
|
1.0
|
2.0
|
Кол-во координатных ошибок
|
0.0
|
3.0
|
Таблица 3. Результаты выполнения пробы «Кубики Кооса» детьми с преимущественно левополушарной (Ф.А.) и правополушарной (К.П.) незрелостью
параметры
|
Ребенок Ф.А.
|
Ребенок К.П.
|
Кол-во правильно собранных фигур
|
2.0
|
0.0
|
Степень помощи при сборе 1 фигуры
|
0.0
|
1.0
|
Время сбора 1 фигуры (сек.)
|
16.0
|
125.0
|
Степень помощи при сборе 2 фигуры
|
0.0
|
2.0
|
Время сбора 2 фигуры (сек.)
|
47.0
|
100.0
|
Кол-во нарушений контура фигур
|
0.0
|
1.0
|
Таблица 4. Результаты выполнения теста Бентона детьми с преимущественно левополушарной (Ф.А.) и правополушарной (К.П.) незрелостью
параметры
|
Ребенок Ф.А.
|
Ребенок К.П.
|
Кол-во правильн. ответов на горизонт. образце
|
12.0
|
3.0
|
Кол-во правильн. ответов на вертик. образце |
9.0
|
4.0
|
Кол-во зеркальных ошибок на горизонт. образце
|
0.0
|
3.0
|
Кол-во зеркальных ошибок на верик. образце
|
0.0
|
3.0
|
Время выполнения горизонт. образца (сек.)
|
66.0
|
125.0
|
Время выполнения вертик. образца (сек.)
|
88.0
|
99.0
|
Данные ЭЭГ-исследования свидетельствуют, что интегративная деятельность мозга у детей с ЗПР при осуществлении зрительно-пространственного гнозиса отличается от средневозрастной группы детей с высокими показателями умственного развития. В норме, по данным среднегрупповой статистики, зрительно-пространственная деятельность обеспечивается преимущественным взаимодействием теменной, задневисочной и затылочной областей правого полушария (рис.1).
Рис.1. Увеличение значений функции Ког (р<0.05) высокочастотного альфа-ритма при реализации зрительно-пространственной деятельности: I – среднегрупповые данные в норме, I I и I I I – при задержках психического развития (испытуемые К.П. и Ф.А.)
|
I I
|
I I I
|
I
|
|
О2
|
Т5
|
Т6
|
Р4
|
С3
|
С4444
|
F3
|
F4
|
Р3
|
О1
|
Литература
1. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: РПА, 1997. - 124 с.
2. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) // Физиология человека. – 1991. – Т.17, № 5. – С.17-28.
3. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г., Горев А.С., Дубровинская Н.В.. Мачинская Р.И. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. – М.: НПО «Образование от А до Я», 2000а. – С.82-103.
4. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Структурно-функциональное созревание мозга ребенка // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А.Баранова, Л.А.Щеплягиной. – М., 2000б. – С.5-12
5. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций. Часть III. Методы исследования процессов обработки зрительной информации. - М., 1992 (машинопись).
6. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: разработка критериев оценки. Дис. …канд. психол. наук. – Москва, 1998. - 122 с.
7. Лебединская К.С. (ред.) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. - М., 1982.
8. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. ЗПР: Вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. – 1989. - № 1. - С. 55-61.
9. Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) // Дефектология. – 1996. - № 5. - С. 22-28.
10. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Школа здоровья. – 1997. - № 4. - С. 9-17.
11. Benton A.L., Nils R.V., Kerry de S.H. Visuospatial judgment // Arch. Neurol. – 1978. - Vol. 35. Pp 364-367.
12. Скороходова Т.А., Дубровинская Н.В. Мозговая организация зрительно-пространственной деятельности у первоклассников: ЭЭГ-анализ // XXX Всероссийское совещание по проблемам высшей нервной деятельности, посвященное 150-летию со дня рождения И.П.Павлова. Санкт-Петербург, 15-18 мая 2000. Т.1. – С-Пб.; 2000. – С.8.
Статьи
- Изучение развития восприятия изображений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
М., 2005. - Зрительное восприятие и особенности ЭЭГ при ситуативной и личностной тревожности
М.,2003 - Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития.
газета "Школьный психолог", № 16, 2002. - С. 8-10. - Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14, ПСИХОЛОГИЯ. 1996 № 2 - Мозг первоклассника u успешная учеба
"Наш малыш" октябрь 2000. - Нарушения восприятия 3D пространств при дисграфии у младших школьников
Информационные технологии в образовании. XVIII Международная конференция-выставка: Сборник трудов участников конференции. Ч. IV. – М.: МИФИ, 2008. – 108 с. С. 82 – 83. - Нейробиологические корреляты успешности обучения
М.,2003 - О некоторых законах восприятия,различения и опознавания простых и сложных объектов
Вопросы психологии, 2003, №1 - Особенности произвольного внимания у младших школьников.
Материалы студенческой конференции Ломоносов – 99. – М. МГУ. 1999. - С. 43-44. - Полушарные особенности зрительно-пространственной памяти у детей в норме и с задержкой психического развития
Вопросы межполушарной функциональной асимметрии. Материалы конференции. - М. 2001. - С. 105-106. - Трехмерное изображение предметов младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития
Вторая международная конференция, посвященная памяти А.Р. Лурия. М. 2002. - Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика
Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., МПСИ, 2001, с.7 – 20.